Любая тема в названии которой тем или иным образом присуствует "Карабах" болезненно сворачивается на пережёвывание одних и тех же документовсмутных ленинско-сталинских времён,публикуемым в огромном кол-ве по всему инету-эта тема касалась истории заселения армянами Нагорного Карабаха и были опубликованы документы и цифровые выкладки людей,этим переселением непосредственно занимавшихся этим-тут же на голову выливаются Врангели с Деникиными,заезженные пластинки 1918-20-х годов и т.п.-какое всё это имеет отношение к описываемому периоду времён русско-персидских войн времён Грибоедова-какая-то поразительная зашоренность и неспособность свернуть с наезженной колеи-всё больше походит на рефлекс Павлова при произнесении слова Карабах.
(Арцах Микаэлян @ Aug 21 2006, 04:00 PM)
- гарантируя предусмотренные международными актами права и основные свободы человека…”
Нелишне напомнить, что Декларация принята Верховным Советом республики, из которой совсем недавно были депортированы сотни тысяч человек, которая уже три с лишним года держит Нагорный Карабах в жесточайшей блокаде и которая совсем скоро обрушит тысячи снарядов и авиабомб на законно самоопределившуюся Нагорно-Карабахскую Республику. Кроме того, сама Декларация является вопиющим нарушением прав не только талышей, лезгин и других представителей национальных меньшинств, но и собственно тюркского населения Азербайджана. Все они ни сном ни духом не ведали о том, что в одночасье из граждан СССР станут гражданами независимого азербайджанского государства.
Вернемся, однако, к Закону СССР “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”.
Статья 15 этого закона предусматривает:
“Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики”.
Данный пункт мы оставим без комментариев, так как уже показали, как большинство граждан Азербайджана стали таковыми помимо своей воли. Отметим лишь, что ни многочисленные беженцы армянской национальности, ни огромное количество вынужденных переселенцев других национальностей из Азербайджанской Республики никакой компенсации не получили.
Наконец, пункт 7 Статьи 14 рассматриваемого закона предусматривает, что между Союзом ССР и выходящей республикой должен быть
“согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент ее вступления в СССР”.
Данный пункт непосредственно касается исторических армянских провинций Утика и Арцаха, а также Нахиджеванской автономной республики. Упомянутого “соглашения”, как известно, не было, как, впрочем не были претворены и другие требования закона. Незаконнорожденная Азербайджанская Республика незаконно аннексировала часть упомянутых территорий. Незаконно, поскольку до установления в Азербайджане советской власти, то есть до 28 апреля 1920 года, в составе этой республики не было ни Нсоциальных и культурных правах требует:
Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.
Данное требование дословно повторяется и в Статье 3 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статья 4 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам заявляет:
Любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; а целостность их национальных территорий должна уважаться.
10 декабря 1991 года в НКР состоялся всенародный референдум о статусе НКР. На референдум был вынесен вопрос: “Согласны ли Вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?” Бюллетени были составлены на трех языках: армянском, русском и азербайджанском.
Итоги голосования:
“ДА” – 108615 (NULL,89% от числа принявших участие в голосовании)
“НЕТ” – 24 (NULL,02% от числа принявших участие в голосовании)
На референдум приехала большая группа наблюдателей и представителей СМИ различных государств. Из составленного ими Акта О результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики приведем лишь два абзаца:
“Нарушений в процедуре голосования, выдачи бюллетеней, их оформления, подсчета голосов наблюдатели не обнаружили.
Наблюдатели считают необходимым отметить, что референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражается в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. В день голосования от обстрелов погибло 10 армян, ранено 11. Большинство женщин и детей г. Степанакерта ночует в подвалах, закрыты детские сады и ясли, школы. В ночь с 11 на 12 декабря в одну из школ Степанакерта попал артиллерийский снаряд. Взорван городской водопровод, нет хлеба, медикаментов”.
Так родилась Нагорно-Карабахская Республика.
ОТРАЖЕНИЕ АГРЕССИИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В Нагорном Карабахе права народа на самоопределение решили добиться мирным правовым путем, с соблюдением всех норм и требований международного и внутрисоюзного права. Однако, начиная со второй декады 1988 года Карабах оказался в условиях жесточайшей блокады и политической и экономической, а затем и военной агрессии Азербайджана. Того самого Азербайджана, который, согласно международному праву, обязан был предоставить все возможности Нагорному Карабаху “осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость”.
Военная агрессия Азербайджана против осажденного Карабаха приняла особый размах после самороспуска СССР в декабре 1991 года. В качестве компенсации, а также в порядке помощи для становления национальных армий, СССР оставил в бывших союзных республиках все имеющееся там вооружение. И Азербайджан не замедлил использовать его в вооруженной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики. В стремлении избежать полномасштабной войны и в соответствии со Статьей 11 и Статьей 51 Устава ООН, весной 1992 года Верховный Совет НКР обратился к Генеральному Секретарю ООН и в Совет Безопасности ООН с уведомлением об агрессии Азербайджанской Республики и принимаемых НКР мерах по индивидуальной самообороне.
Уведомление это тем более правомерно, что согласно
Пункту 2 Статьи 11 Устава ООН:
Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым Членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является членом Организации…
Пункт 2 Статьи 35 Устава ООН:
Государство, которое не является Членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренных в настоящем Уставе.
Однако Совбез ООН не предпринял никаких действенных шагов по пресечению агрессии нарушившего многочисленные требования международного права государства. Воодушевленный этим фактом, Баку все более и более наращивал усилия по уничтожению молодой Республики. В борьбе против НКР Азербайджан не брезговал никакими методами, по сути, превратившись в главного идеолога и проводника международного исламского терроризма. Спекулируя на христианском вероисповедании армян, Баку активно занялся наймом террористов и просто “солдат удачи” из разных исламских государств. В поисках высокого заработка в Азербайджане стали собираться наемники из многих стран. Фактически, в 1991-1994гг. карабахские армяне в одиночку вели войну против международного терроризма.
В азербайджанской армии воевали ныне широко известные Шамиль Басаев и Хаттаб, тысячи моджахедов из Афганистана, сторонники премьера этой страны того времени Хекматияра, турецкие офицеры, арабские наемники… На стороне Армии Обороны НКР были массовый энтузиазм, беззаветный патриотизм населения и немалое количество добровольцев из Армении и армянской диаспоры.
Война обернулась для обоих народов неисчислимыми бедствиями и потерями, десятками тысяч беженцев из зоны боевых действий. Полностью была разрушена столица НКР – Степанакерт, стерты с лица земли десятки населенных пунктов…
Итоги войны общеизвестны: агрессор, как это нередко бывает, потерпел поражение. В результате военных действий Армия Обороны НКР не только сохранила большую часть территории НКР, но и взяла под свой контроль некоторые прилегающие к ней районы.
В мае 1994 года руководители Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана подписали Бишкекский протокол о прекращении огня в Нагорном Карабахе. В мае же 1994 года министры обороны этих же стран подписали условия соблюдения прекращения огня. С того времени по настоящее время между сторонами идут переговоры по достижению полноценного мира.
ПЕРЕГОВОРЫ
Длящийся уже более десятилетия переговорный процесс отмечен двумя нонсенсами:
а) проигравшая сторона, угрожая возобновлением военных действий, фактически требует возврата потерянных территорий и возвращения статуса Нагорного Карабаха в доконфликтный период;
б) армянские стороны всерьез обсуждают вопрос “возврата” территорий в обмен на мир или независимый статус НКР.
Интересно, что попытка возвращения статуса Нагорного Карабаха в доконфликтный период является правовым абсурдом, ибо предполагает восстановление Союза ССР, что выходит за пределы компетенций и возможностей Азербайджана.
Что касается требований Азербайджана, то их, наверное, можно понять. ХХ век стал для них веком создания государства и формирования нации. Территория азербайджанского государства наращивалась за счет армянских районов и провинций, а численность азербайджанской нации росла в том числе за счет ассимилированных курдов, татов, лезгин, талышей и т.д. Сплошной век удач. И заканчивать его на минорной ноте Азербайджану явно не хочется. С другой стороны, аппетит Баку растет прямо пропорционально миролюбивой риторике и, что гораздо важнее, пацифистской политике Еревана.
Рассмотрим, однако, статус территорий, ставших предметом переговоров. То, что они являются частью Нагорного Карабаха, не оспаривает даже Азербайджан. Другое дело, что в Баку пытаются доказать азербайджанскую принадлежность всего Карабаха, но это в данном случае не имеет значения. Вернемся в 1921 год, когда Пленум Кавбюро ЦК РКП(б) постановил:
“Исходя из необходимости национального мира между мусульманами (будущими азербайджанцами. – Л. М.-Ш., А. Х.) и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем в состав автономной области”.
7 июля 1923 года во исполнение постановления Пленума Кавбюро ЦК РКП(б) Декрет АзЦИКа постановил:
“Образовать из армянской части Нагорного Карабаха автономную область, как составную часть АССР, с центром в местечке Ханкенди (Степанакерт. – Л. М.-Ш., А. Х.)”.
Выбор Степанакерта, вместо Шуши, в качестве центра автономии, является следствием глубоко продуманного аннексионистского политического градостроительства Азербайджана, рассмотрение которого выходит за пределы данной работы.
Между Нагорным Карабахом и армянской частью Нагорного Карабаха большая разница. За пределами автономии остались множество районов с преимущественно мусульманским населением: Джебраильский, Зангеланский, Кубатлинский, Лачинский, Кельбаджарский, Агдамский, Физулийский, Гетабекский, Товузский… Кроме того, в “армянскую часть Нагорного Карабаха” не были включены населенные исключительно армянами армянские районы Нагорного Карабаха: Шаумянский, Ханларский, Дашкесанский, Шамхорский…
Оговоримся, мы склонны считать решение партийного органа – Пленума Кавбюро ЦК Российской КП(б) – лишенным юридической силы и правового основания. Карабах просто был аннексирован у Армении партийным органом России в пользу Азербайджана.
Но вернемся к нашей теме. Усилий армянской дипломатии того времени хватило лишь на сохранение за частью Нагорного Карабаха статуса национально-государственного образования в Союзе ССР. Так, во всех государственно-правовых актах Азербайджана относительно Нагорного Карабаха, неизменно подчеркивалось верховенство Конституции СССР. Более того, Декрет АзЦИКа Советов “О национализации государственных учреждений в АССР” от 31 июля 1923 года устанавливал:
Пункт 4. Языком сношений наркоматов АССР с учреждениями РСФСР и СССР является русский.
Пункт 9. Языком сношения с Автономной Карабахской областью является армянский.
АзЦИК тем самым подтверждал не только государственно-правовой статус союзного значения Нагорного Карабаха, но также и исконно армянскую принадлежность этого региона.
Тем не менее, нынешнему Азербайджану угодно считать решение Пленума Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года юридически состоятельным и призванным закрепить за Азербайджанской ССР территорию Нагорного Карабаха. В этом случае, однако, Декларация Верховного Совета Азербайджанской Республики и Конституционный акт о
Ссылки у тебя интересные,главное незаинтересованные (в отличие от моих Грибоедов,Шавров)- Левон Мелик-Шахназаров,Ашот Шахназарян.Насчет Лиги наций-а что какую то страну из бывшей империи приняли?Может напомнить тебе Версальскую соглашению 1919 года,после первой мировой войны,о разделе мира?Там черным по белому написано-признать незовисимость Азербайджанской Демократической Республики,первой на востоке!