IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

28.03.2010

Табасаранцы 81

Цитата(гумибай @ Mar 22 2010, 11:24 AM) Это еще раз доказывает,что термин " лезгины" до революции, распространялся не только на предков современных лезгин, но и на другие дагестанские народы тоже.
Для обосрышей и тех, кто заблудился в собственном тугодумии, считающих, что, что лезгины никогда не назывались \"лезгинами\", что все дагестанцы - это лезгины.....что слово \"лакзи\" не относится к лезгинам, а кому-то ещё:
Читайте и просвящайтесь, и приводите факты, а не демонстрируйте публично собственное отсутствие всякого здравого смысла и ориентации в пространстве:

В раннесредневековых этноним лезгины фигурирует наряду с другими наименованиями дагестанских народов.Поэтому идентичность имени лек/лекзи/лезги и самоназвания современных лезгин не вызывает никакого сомнения.
Например, в труде датируемом 1404 годом, в одном ряду с аварами (предками современных аварцев) и казикумухами (современные лакцы) упоминаются леки (Иоанн де Галонифонтибус. \"Сведения о народах Кавказа\". 1404 г. Баку. 1980, с. 15).
Особое упоминание лекзанского (т.е. лезгинского) языка еще в начале ХII в. арабским путешественником Абу Хамидом ал-Гарнати среди языков, распространенных в городе Дербент, является еще одним неопровержимым доказательством того, что этноним лек/лекзи/лезги первоначально распространялся исключительно на предков современных лезгин, так как уже в те давние времена даже близкие лезгинам табасаранцы упоминались отдельно. Большинство научных источников между тем все же упорно говорят о леках, легах и лезгах, как о жителях Южного Дагестана, но не Центрального.
Средневековые мусульманские ученые знают лакцев как жителей владения «Гумик» и называют их «казикумухцами». Эти источники вместе с тем четко говорят о стране «Лекз», «Лакз», лежащей по реке Самур и о ее жителях –лезгинах. Они сообщают, что их страна находится между Ширваном и Табасараном. Таким образом, территория «Лекз», «Лакз» является территорией расселения народностей лезгинской группы, а потому и термин «леки», «леги» «лезгин» ближе всего именно к ним. (М.М. ИХИЛОВ \"НАРОДНОСТИ ЛЕЗГИНСКОЙ ГРУППЫ\")
\"Характерно и то, что лезгиноязычные народности испокон веков известны под именем лезгин, в то время, как другие народы Дагестана в разные времена выявили себя под различными названиями. Аваро-андо-дидойские народности раньше были известны под названием магIарул-магIарулал – горцы (магIар – гора). Кумыки и ныне называют всех горцев за исключением лезгин – «тавлулар» - «горцы» - гора. Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы. В частности еще в X в. известен этноним кабардинцев «таули». Отсюда можно заключить, что термин «лек», «леки» как «магIарул», «тавлу» означают понятие
«горец», «горцы», однако термины «лек» и «леки» распространены были для обозначения собственно лезгин и лезгинской группы народностей. Леки – это, несомненно, нынешние лезгины, с глубокой древности
живущие на территории занимаемой ими в настоящее время.\"(М.М. ИХИЛОВ \"НАРОДНОСТИ ЛЕЗГИНСКОЙ ГРУППЫ\")

Ранняя этническая история лезгин и лезгинских групп тесно связана с Кавказской Албанией. Этим следует объяснить и тот факт, что арабские писатели IX-X вв. локализуют леков и страну «лакзов» не на весь Дагестан, а лишь на территорию Ширвана, т.е. бывшую сердцевину Кавказской Албании. Имеется прямое указание и о том, что в древности Ласжистан – страна лезгин – назывался Банией (т.е. Албанией)130. В состав Кавказской Албании входили
многочисленные горские племена Азербайджана и Дагестана, находившиеся на различных ступенях социально-экономического развития.(М.М. ИХИЛОВ \"НАРОДНОСТИ ЛЕЗГИНСКОЙ ГРУППЫ\")

Лакз. На запад от Маската (Мюшкюр), в верхнем течении реки Самур, лежит горная страна, населенная племенами, которых мусульманские источники называют Лакз. Эта территория простирается вдоль всей северной части Ширвана, от которого она отделена юго-восточным отрогом Кавказских гор. Отсюда вытекало ее значение для Ширвана как буфера, защищавшего Ширван от северных захватчиков. Мас\'уди (II, стр. 5) пишет: \"Царство Лакз – оплот (му\'аувал) царства Шарван”. Во всяком случае, этот народ сохранял в это время только часть своих первоначальных владений, и, наконец, под датой 468г.х./1075 мы узнаем об оккупации “восточной и западной частей лакзской территории” Ширваншахом Фарибурзом. Во времена Мас\'уда б. Намдара лакзы были настроены настолько мирно, что Ширваншах хотел использовать их как посредников для обращения гумиков в ислам.(ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА)
Известный советский этнограф Л.И.Лавров : \"Трудно сказать, однако, являются ли \"леги\", упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев, или так называли, как потом — \"лезгинами\" вообще всех горцев. Больше оснований считать лакцами гумиков — народ, упоминаемый арабскими авторами IX — X веков Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, \"гумики жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы\" . И.Лавров более определенно склоняется к мысли, что леги — это и есть поздние лезгины. Древнейшие известия о лезгинах, — \"пишет он, — мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе \"леги\".
Проф. А.Агаев считает, что \"в литературе прослеживается повторение этнонима \"лег\" в античных, средневековых арабских, армянских, иранских источниках в течение большого времени, с третьего столетия до нашей эры до десятого века нашей эры. Позже уже у самих лезгин появляются свои рукописные и эпиграфические памятники. Все эти источники с древних времен до конца средневековья, взятые в хронологическом порядке, позволяют видеть живую этническую историю лезгин с периода Кавказской Албании до самых поздних времен\".

Ещё кое-что для тупоголовых, утверждающих, что современные лезгины - это не "леги, лезги, лезгины, ", а только "кюринцы":

В XVI-XVII вв. иранские и турецкие завоеватели совершали
неоднократные походы в районы расселения народностей лезгинской группы. В
этот период лезгины, живущие по левому берегу реки Самур, стали называться
кюринцами (куьрелуяр). Эвлия Челеби насчитывает их 10 тысяч человек175.
Термины «кюринцы» и «кюринский язык» для обозначения лезгинского
языка распространились значительно шире в XIX веке176. Кюринцы расселились
на современной территории Магарамкентского, Касумкентского и Хивского
районов. До сих пор здесь сохранилось одно из крупных лезгинских селений
Кала-Кюре. Возможно, что кюринцы стали именоваться по названию этого села.
А.Н. Генко говорит, что «существует общее название, которым называют
себя все кюринцы, откуда они ни были бы родом. Это название есть столь
знакомое нам: лезги единств., лезгияр – множ.»177.

175 Отрывки из Эвлия Челеби, Рукоп. фонд ИИЯЛ Даг. Филиала АН СССР, д. 1157.
176 П.К.Услар. Кюриский язык. «Этнография Кавказа», VI, Тифлис, 1896, стр. 4.
177 А.Н. Генко. Материалы по лезгинской диалектологии. Кубинское наречие. Известия АН,
1929 (отделение гуманитарных наук).


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru