IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

03.06.2011

Численность евреев в мире. 2

Есть,живут в окрестностях Баку,в Сураханах,и язык у них свой-сураханский,не знаю про них подробности,не интересовался-но друзей и коллег полно,интересно другое-село Привольное,на юге,рядом с иранской границей-русские,исповедующие иудаизм-надо покопаться насчёт инфы о них.

Иудаизм в Азербайджане

Иудаизм в Азербайджане - тема захватывающая, многогранная и … несколько запутанная. Достаточно отметить, что наряду с тремя общинами - горских евреев, евреев-ашкенази и грузинских евреев, на юге страны в селе Привольное проживает малочисленная группа русских, исповедующая иудаизм. Азербайджанский исследователь М. Агарунов полагает, что наиболее древней является община горских евреев, появившаяся в Азербайджане более 15 веков назад, а к началу XIX в. относит появление евреев-ашкенази, в основном, тех, кто бежал из "черты оседлости". Российский ученый М. Членов отмечает, что "по библейским свидетельствам еще в VIII в. до н. э. ассирийские властители расселили угнанных в плен израильтян в горах Мидии, т.е. в современном Иранском Азербайджане. ...обращает на себя внимание, что фольклорные сюжеты, связанные с пропавшими 10 коленами, бытуют именно в районе Кавказа, Ирана и Курдистанского нагорья. На самом Кавказе горские евреи, чье самоназвание джухур, сами рассматривают себя как потомки 10 колен и возводят древность своего расселения на территории Дагестана и северного Азербайджана к эпохе I Храма". Вместе с тем этот автор отмечает, что хотя документы позволяют с уверенностью датировать проникновение евреев в указанный регион из Ирана эпохой Сасанидов, т. е. V в. н. э., "наиболее ранние материальные памятники еврейского присутствия на Восточном Кавказе относятся к относительно позднему времени - к ХVI в.". И. Семенов пишет: "В преданиях горских евреев отсутствуют четкие сведения о времени поселения их предков на Восточном Кавказе и о месте, из которого они были переселены на Кавказ... Воспоминание о своем происхождении из колен Иуды и Вениамина и по сей день является наиболее устойчивым элементом горско-еврейских преданий. В то же время среди горских евреев распространено и другое предание, согласно которому их предки являются пленниками ассирийского царя Салманасара, поселенными им в Мидии и на Кавказе". Интересно сообщение азербайджанского ученого М.. Халилова: "Арабские авторы иранского происхождения (Ибн Хордадбех ал-Хорасани, Ибн ал-Факих ал-Хамадани, позднее Хамадаллах Казвани и др.), начиная с IХ в. скалу Мусы (Моисея), упомянутую в Коране (ХVIII сура, 63-й стих), отмечали в Ширване. Судя по их описанию, она соответствует скале на горе Беш-бармак. Эта скала, именуемая Хыдыр Муса или Хыдыр-зинде, и в настоящее время является пиром-святилищем. Идентификация данной скалы с коранической скалой пророка Моисея и распространение подобной информации могли способствовать притоку в данный регион иудаистов из соседнего Ирана в IХ-Х вв. … Иудейские поселения у горы Беш-бармак возникли не позднее 1254 г.".

Следуя реконструкции Членова, можно выделить, ширванскую подгруппу горских евреев, промежуточную между горскими евреями и иранскими евреями, обратить внимание на процессы деиудаизации в конце ХIХ в. среди горских евреев, особенно усилившиеся в середине и конце ХХ в. "Возникает особая этногенетическая концепция т.н. "единого татского этноса", преследовавшая задачу отмежевания от еврейского населения в условиях советского государственного антисемитизма.

Ашкенази, или европейские евреи, проникают на Кавказ в период промышленного бума конца ХIХ в., и основная ашкеназская группа оседает в Баку. Интересно отметить, что в свое время российские власти серьезно рассматривали возможность выселения коренных кавказских евреев, грузинских и горских, в Россию - "черту еврейской оседлости", выезд за которую был евреям воспрещен.

При большой трудовой миграции и эмиграции населения Азербайджана достаточно трудно определить фактическую численность евреев, проживающих в республике. По сведениям руководителей религиозных общин, в настоящее время на территории Азербайджана проживают чуть более 16 тысяч евреев, в том числе горских евреев - более 11 тысяч человек, из них в Баку - более 6 тысяч человек, в Кубе - 3,6 тысячи человек, в остальных районах Азербайджана - 1,3 тысячи человек; евреев-ашкенази - 4,3 тысячи человек, из них в Баку - 3,3 тысячи человек; грузинских евреев - около 700 человек. Эмиграция в Израиль началась в 70-х гг. и достигла максимума в последнее десятилетие. По оценкам? в Израиль за это время переселилoсь около 50 тысяч горских евреев. Примерно, столько же сегодня проживаeт в Азербайджане (15-20 тысяч) и РФ (25-30 тысяч)". Поселок Красная Слобода в городе Куба - единственное на всем постсоветском пространстве место, где продолжают компактно проживать евреи (около 4 тысяч человек).

Как отмечает М. Агарунов: "Eвреи в Азербайджане придерживаются ортодоксального направления в иудаизме. Здесь не только не представлены хасидское и реформистское направления, но и вообще евреи Азербайджана мало осведомлены о них".

Сегодня иврит преподается в Бакинском государственном университете. В апреле 2001 года Академией наук Азербайджана и Российским фондом сохранения и развития еврейской культуры была проведена Международная научно-практическая конференция: "Горские евреи Кавказа", в которой приняли участие ученые из многих стран мира.

Представленные в разделе статьи отражают основные этапы появления иудаизма и его представителей на территории Азербайджана, исторические и культурные аспекты жизни еврейских общин в Азербайджане.


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru