IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

08.01.2010

Табасаранцы 78


а если люди хотят что бы им так говорили?Они же этим живут.А где ты видел что бы я кому что то навязывал?.Почему тема табасаранский, а пишут только о лезгин.Так что повниательне в выражениях.

ты сам повнимательней будь в выражениях"все подчинялись лезгинскому царю"




а если люди хотят что бы им так говорили?Они же этим живут.А где ты видел что бы я кому что то навязывал?.Почему тема табасаранский, а пишут только о лезгин.Так что повниательне в выражениях.

ты сам повнимательней будь в выражениях"все подчинялись лезгинскому царю"

ТАМ же ясно написано когда по людьски не понимают.Они от меня именно это хотели услышать.Что бы им очем было спорит.И еще что бы ты их поддержал.Вот я им пошел на уступку.Праздник же скоро.

Во второй половине 19 века П.К.Услар, изучая лезгинский язык,названный им кюринским писал: "...происхождение названия лезгин не имеет корней в языке и сами кюринцы полагают,что принято оно ими только потому,что так называли их соседи тюрки. С другой стороны,ни один из горских народов не называют кюринцев лезгинами". Табасаранцы лезгинов называют ЯККУРАР,т.е. кюринцы. Есть два варианта объяснения термина "яккурар": 1) пришедшие с берегов реки Кура, 2)
живущие за лесами,т.е. в горах. С табасаранского слово "яркур" переводится на русский язык - "лес".

В этнических наименованиях кавказских народов часто присутствует тотемический элемент, который находит свое отражение в полузабытых мифологических представлениях горцев. Особый интерес вызывает в этой связи этноним лезги, который почти единодушно признается исследователями поздней формой имен лекзи/лакзи и лек/лег, зафиксированнных в раннесредневековых и античных источниках. При этом ученые считают исходным словом протоформу *lag „мужчина, человек“ (ср. груз. лека „дагестанец“, уд. лекl „лезгин, дагестанец“, самоназвание лакцев лаккучу). В дискуссии о первоначальной привязке этнонима лег/лезг/лакз к отдельным дагестанским народам (Абдуллаев, Микаилов 1971:15; Bielmeier 1977:180-185; Алиев, Умаханов 2001:51-55) следует учитывать то неоспоримое обстоятельство, что термин лезги/лакзи (иранизированная форма более древнего этнонима лег/лек/лак, ср. Минорский 1963:112) сохранился как самоназвание исключительно у лезгин и других лезгиноязычных народов (напр. рутульцы Северного Азербайджана также называли себя лезги). Нельзя оставлять без внимания также то обстоятельство, что народ, именуемый лег, отмечен в древних источниках, посвященных государству Кавказская Албания – современнику древней Армении и Иберии. Известно также, что язык кавказских албанцев родственнен языкам лезгинской подгруппы (Шанидзе 1960:188-189; Климов 1997:11).



Кроме того, уже с раннего средневековья этноним лезгин перечисляется в источниках в одном ряду с другими наименованиями дагестанских народов, так что идентичность имени лек/лекзи/лезги и самоназвания современных лезгин (лезгиноязычных народов) не может вызывать сомнения. Так в сочинении, датируемом 1404 годом, в одном ряду с аварами (предками современных аварцев) и казикумухами (лакцами) упоминаются леки (Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 г. Баку. 1980, с. 15). Особое упоминание лакзанского (т.е. лезгинского) языка еще в начале ХII в. арабским путешественником Абу Хамидом ал-Гарнати среди языков, распространенных в городе Дербент, является еще одним неопровержимым доказательством того, что этноним лек/лекзи/лезги первоначально распространялся исключительно на предков современных лезгин, так как уже в те давние времена даже близкие лезгинам табасаранцы упоминались отдельно.

Что касается этимологии этнонима лек/лег, то наиболее вероятным представляется привязка этого имени к лезгинскому названию орла – лекь (таб. люкь „орел“, рут. лыкь „ястреб“, ср. Яралиев 1995:30). Показательно то обстоятельство, что орлы и другие птицы в представлении лезгин и некоторых других горских народов Кавказа являются воплощением человеческой души (Гаджиев 1980:32).

Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию верховного бога Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является, по всей видимости, аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, наказанный Зевсом за кражу небесного огня и передачу его людям, является при этом собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских и анатолийских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого свидетельствуют о его вулканическом происхождении. Именно своебразие вулканической природы Восточной Анатолии и Кавказа – исконной родины кавказоязычных народов – является объяснением зарождения металлургии именно в указанном регионе.

Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово лекь (ср. таб. ликI, аг. лекI, рут. лакь „печень“). Не может быть никаких сомнений в том, что это „совпадение“ является отголоском давно забытых религиозных ритуалов, о которых говорилось выше. Пересечение понятий „орел“, „печень“, „душа“, „мечта“ находит свое продолжение и в других северовосточнокавказских языках: лезгинскому эрзиман „мечта, пожелание, заветная цель“ (ср. таб. арзу „желанный, заветный“), которое не может быть заимствованием из тюркских или иранских языков, соответствует, например, чеч. эрзу, бацб. арцив, лак. барзу „орел“, чам. эрцим „беркут“, дарг. диал. арчIим, (ср. арм. арциб „орел“, предположительно урартского происхождения, ср. Diakonoff, Starostin 1986:45). Не исключено также, что традиция гадать на печени жертвенного животного (ср. традицию осмотра печени зарезанного животного у горцев Кавказа) и предсказывать будущее по полету птиц (соответственно и загадывать желание: ср. лезг. эрзиман) у хурритов и позднее у этрусков первоначально была связана с древним погребальным ритуалом горцев, о котором говорилось выше. В горах Чечни и Ингушетии и по сей день сохранились целые города мертвых, расположенные в труднодоступной скалистой местности, где мертвецов выставляли в специальных открытых склепах – каменных „ящиках“ на съедение хищным птицам.


Древнейшее население Малой Азии, память о котором сохранилась среди прочего в донесенном до нас древнегреческими источниками этнониме лелег, называло себя, вероятно, также по имени птицы – своего тотемического знака. Характерный головной убор (из птичьих перьев) этих древнейших насельников Передней Азии и сопредельных европейских регионов позволяет предложить этимологию этнонима лелег (ср. лезг. лекь „орел“, леглег, авар. лакълакъ „аист“, чеч. лекь „перепел“, рут. эрфи–лелей „вид орлиных“, цез. лалулкьи „летучая мышь“, лак. лелуххи „птица“, хин. лялу „ястреб“, из северовосточнокавказского субстрата происходит и азерб. лелек „птичье перо“), который мог означать „люди– птицы, крылатые люди“. В одной древневавилонской хронике упоминаются воинственные жители горных регионов к северу от Месопотамии, характерной особенностью внешности которых был «вороний» (вероятно «орлиный») нос и одеяние, украшенное птичьими перьями (в хронике говорится буквально о «птичьих телах» - Haas 1994:6-7). Речь здесь идет, возможно, о луллуби, горском народе из Загроса, известном из других месопотамских источников, этноним которых, исходя из вышесказанного, также объясняется на основе северовосточнокавказского корня, исконно означавшего "орел, птица". Древняя мода украшать одежду и головные уборы перьями своей тотемической птицы (пережитки этой моды сохранились до наших дней у некоторых европейских народов) объясняет, по всей видимости, названия целого ряда современных кавказских народов. Имя черкес - так называют адыгов их соседи - происходит от осетинского (алано- сарматского) тсергес "орел" (< протоиран. *crkasa "орел"). Самоназвание грузин картвел (ср. также наименование исторической области Картли) восходит, вероятно, также к наименованию одного из видов орлиных (ср. лезг. кард "сокол", тур. картал "орел"), дагестанские цезы берут свое название от цез. це "орел", от авар. цIум "орел" происходит, по всей видимости, также этноним цумадинцы и т.д.


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru