(Kaisariani @ Aug 23 2006, 09:23 PM) Я не это имел в виду. Почему христианские церкви закрывают в кач. превентивной меры против терроризма? Разве христиане или те, кто уверен, что действует от их имени когда-то были замечены в попытках совершить террористический акт?
А баски?А ИРА?Они что-исповедуют вуду?Из кругов близких к Рашиту,получена информация что в последнее время они усилили свою активность на территории Каракалпакстана и входят как раз в те 0,5 типа,два из 2,5 типа которых он уже перечислил... Думай-потом говори...
Узбекистан. Из 23,2 млн. человек, населяющих Узбекистан, русские составляют около 1 млн. человек. Официально правовое положение русскоязычных граждан не отличается от остальных жителей республики, реально же их социальный статус с переходом на положение национального меньшинства изменился. В конце 1980-х годов русских было 8 % от общего числа населения республики. Они в основном проживали в городах и промышленных зонах, активно работая в сфере производства, строительства, связи, транспорта, науки, образования. Спустя всего 15 лет цифры существенно изменились: к 2004 году русских в Узбекистане стало меньше относительно наполовину.
Свою роль тут сыграло и то, что в 1993 г. Узбекистан перешел с кириллицы на латиницу. Кстати, это уже третья языковая реформа за столетие: 12 веков узбеки писали арабской вязью, 70 лет – кириллицей, теперь изучают латинский алфавит.
Десоветизация страны обернулась дерусификацией: из школьных программ исчезли Маяковский, Фадеев, Горький и Паустовский, в местных театрах давно уже не ставили Чехова.
Радикально положение русскоязычных начало меняться сразу после договора о стратегическом партнерстве с Россией, подписанного в ноябре 2005 г. Основным показателем стало расширение сферы русского языка. В театрах стали вновь обращаться к русской классике, расширилось преподавание на русском языке в школах и ВУЗах. А после присоединения Узбекистана к Евразийскому экономическому сообществу в январе 2006 г. положительные перемены должны стать, по прогнозам экспертам, стабильными. Буквально пару недель назад в Ташкенте торжественно открыли филиал Московского государственного университета.
История русской диаспоры в Узбекистане восходит ко второй половине XIX века. В течение многих десятилетий русские играли здесь большую роль в реализации важнейших социальных, экономических, политических, научных, образовательных и культурных программ. После провозглашения независимости большинство русских приняло гражданство Узбекистана.
Русский культурный центр (РКЦ), зарегистрированный 2 марта 1994 года Министерством юстиции Узбекистана, является негосударственной некоммерческой общественной организацией. Среди членов центра, кроме русских, есть представители разных национальностей, проявляющие интерес к русской культуре и русскому языку. Структурно РКЦ Узбекистана объединяет областные и городские общественные культурно-просветительные объединения русских, которые имеют или самостоятельные уставы (культурные центры Гулистана, Бухары, Андижана, Нукуса, Термеза, Ферганы), или же в своей работе руководствуются Уставом РКЦ Узбекистана (культурные центры Ташкента, Чирчика, Алмалыка, Ангрена, Янгиюля, Самарканда, Карши, Намангана, Навои). Центральное место в деятельности Русского культурного центра занимает культурно-просветительская работа. Его творческие художественные коллективы и самодеятельные артисты ежегодно принимают участие в республиканских, областных и городских мероприятиях в честь Дня независимости Узбекистана, Навруза, Дня Памяти и Почестей и других. По инициативе центра в республике широко отмечалось 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина (1999 год), 100-летие со дня рождения С. Есенина (1995 год), проводились литературные вечера, посвященные творчеству А. Грибоедова, М. Лермонтова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Высоцкого и др. На заседании клубов обсуждались темы, связанные с творчеством Алишера Навои и современных узбекских поэтов. На литературно-музыкальных концертах звучат музыка П. Чайковского и М. Глинки, И. Дунаевского и С. Рахманинова, русские песни и романсы, а также музыкальные произведения узбекских композиторов и другие национальные мелодии. Почти ежегодно проводятся фестивали-конкурсы для юных музыкантов. С 1998 года проводятся фестиваль «Играй, гармонь», смотры-конкурсы хоровых любительских коллективов. Традицией стали устраиваемые ежемесячно тематические концерты. С большой программой выступали оркестр русских народных инструментов (рук. Т. Хомяков), фольклорный коллектив «Русский лапоток» (рук. В. Киселева), детский эстрадный оркестр «Веселые палочки» (рук. В. Бекмурзаев) и другие творческие коллективы. Ежегодно под девизом «Узбекистан – мой дом» проходит выставка работ русских художников. Большой интерес вызвала выставка «Русская культура и православная церковь в Туркестане», приуроченная к 125-летию Ташкентской и Среднеазиатской епархии.
Церковь занимает особое положение в жизни Узбекистана. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир отмечает: «Начало нашей епархии было положено в 1871 году, когда в Ташкенте был учрежден приход и основан храм. Указом императора России вскоре были открыты Ташкентская и Туркестанская епархии в составе Московского Патриархата». До 1917 года в Ташкенте было 16 приходов. В настоящее время в Центральной Азии насчитывается более 100 православных религиозных организаций. В 50-х годах ХХ столетия Ташкентский храм был реконструирован и преобразован в современный кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. В 1983 году в узбекской столице был основан первый в Средней Азии женский монастырь – Свято-Никольский. Священным Синодом Русской Православной Церкви Ташкентское духовное училище преобразовано в Высшее религиозное учебное заведение в Средней Азии – Духовную семинарию. Ныне в Узбекистане успешно действуют два женских монастыря и один мужской, зарегистрированный Министерством юстиции Узбекистана совсем недавно.
Владыка Владимир подчеркивает, что «православные в Узбекистане и других государствах Центральной Азии пользуются доброй заботой государственной власти». Например, в Ташкенте в настоящее время при активной поддержке президента Узбекистана Ислама Каримова строится Духовно-административный центр Русской Православной Церкви.Таджикистан – единственная из стран СНГ, где есть двойное гражданство с Россией. До 1990 г. в Таджикистане проживало почти 450 тысяч славян, сегодня их численность не превышает 50 тысяч. Основной причиной отъезда русских стала гражданская война. Однако после заключения мира в 1997 г. обратного процесса не произошло. Экономика страны была разрушена, более того отброшена на десятилетия назад. Сегодня уровень жизни в Таджикистане остается крайне низким, и именно это вынуждает соотечественников покидать республику и сегодня. Работники бюджетной сферы получают 10-20 долларов в месяц, доход пенсионеров – 5-7 долларов. Мало кому удается оформить пенсию в России и оставаться жить в Таджикистане. При этом цены приближаются к мировым, а более половины трудоспособного населения не имеет работы. Иногда посильную помощь русским старикам оказывают местные власти, часть функций по защите бипатридов взяло на себя посольство РФ.
Несмотря на то, что русский признан здесь языком межнационального общения, сфера его применения очень сужена. Делопроизводство уже давно ведется на таджикском языке. В республике осталось только несколько русских школ в Душанбе и Худжанде. В крупных городах республики есть несколько смешанных школ. Пятый год работает одно из крупнейших в Центральной Азии высших учебных заведений, где обучение идет на русском языке, – Русско-таджикский славянский университет в Душанбе с филиалом в Худжанде. Работает также русский театр, однако из-за скудного финансирования новые спектакли практически не ставятся. По телевидению идет ежедневная информационная программа на русском языке "Ахбор" ("Новости") и аналитическая еженедельная программа. На русском языке выходит также ряд газет.
Вместе с тем есть признаки того, что ситуация, связанная с положением русского языка в Таджикистане, вскоре может измениться в лучшую сторону. Во время апрельской поездки председателя Совета Федерации Сергея Миронова в Душанбе президент Эмомали Рахмонов в подтверждение собственных слов о том, что «русский язык для таджиков является вторым родным языком», подписал указ об обязательном его изучении с 1 сентября в таджикских школах. Дело в том, что таджикские юноши, поступающие на службу в Минобороны и ФПС России, плохо знают русский язык.
Намерение повышать уровень образования в Таджикистане было заявлено, однако таджикские власти столкнулись с проблемой практического отсутствия в республике учебников русского и на русском языке. Это же подтвердил российский посол Рамазан Абдулатипов. Он, в частности, отметил, что не хватает преподавателей русского языка и литературы. Посольство пытается обеспечивать русские школы российскими учебниками. Так, в 2005 году посольство России передало русским школам и классам учебники на 300 тысяч долларов. Впрочем, очереди на получение российского гражданства это не уменьшает.
Вместе с тем, в Таджикистане есть Русские культурные центры. Они в основном работают в столице Душанбе и на севере страны в Худжанде. Деятельность столичных центров в основном свелась к правозащитной деятельности. А различные мероприятия, посвященные датам русской культуры, проводятся при поддержке местных властей. Так, например, в Худжанд был приглашен российский писатель Владимир Войнович, который родился и долгое время прожил в этом городе.
Директор филиала Международного фонда поддержки российских соотечественников за рубежом «Россотеч» Виктор Радилиловский говорит по поводу Программы содействия возвращению соотечественников: «На мой взгляд, программа рассчитана на людей от 18 до 40 лет, а их в Таджикистане не больше 10 процентов, остальные русские или русскоязычные - это люди пенсионного возраста. Не все они захотят переселиться в российскую глубинку. Другая проблема - это получение российского гражданства. В этой связи, неплохо было бы сделать приложение к данной программе. А именно - предоставить возможность получить российское гражданство до переселения в Россию. Из Таджикистана сегодня выезжают две категории - интеллектуальная элита республики и низкооплачиваемые разнорабочие. Именно они могут воспользоваться этой программой для легализации своего положения в России».
Туркмения. В этой центральноазиатской стране положение русскоязычного населения наихудшее, что, впрочем, во многом является выражением общей социально-экономической ситуации в республике. За последние 15 лет из Туркмении вынужден был уехать, как минимум, каждый пятый русский. Основной пик этого процесса пришелся на 2003 г., когда между Туркменией и Россией было заключено газовое соглашение сроком на 25 лет. В ответ российский президент Владимир Путин пошел на уступки Туркменбаши и подписал протокол, прекращающий действие двойного гражданства. Через 10 дней после заключения «пакетного соглашения» президент Ниязов издал указ, по которому лица, имевшие двойное гражданство, должны были определиться, гражданами какой страны им оставаться. Избравших российское гражданство обязали покинуть Туркмению в течение двух месяцев.
Впрочем, ограничение прав соотечественников в Туркмении началось еще в 1994 г., когда была прекращена ретрансляция программ российской телекомпании РТР, а трансляция ОРТ была сведена к 1,5 часам в сутки. В июле 2004 года в Туркмении прекращена ретрансляция вещания радиокомпании «Маяк». В 2002 г. были запрещены подписка на все российские периодические издания и ввоз в страну российской литературы. С 1994 года стали закрываться русские школы, а с 1995 г. преподавание в вузах стало вестись исключительно на туркменском.
В 1992 году была создана «Русская община Туркменистана», однако она просуществовала недолго, поскольку власти Туркмении восприняли ее деятельность сдержанно-враждебно. При первом же удобном случае «Русской общине Туркменистана» было отказано в регистрации. Правда, взамен власти Туркмении организовали на базе ашхабадского Русского драматического театра им. А.С. Пушкина «Русский культурный центр». Но, как любое другое искусственное образование, этот центр не имел авторитета среди русскоязычного населения и не выполнял в должной мере своего предназначения даже в рамках формальной компетенции. Однако снос исторического здания драматического театра им. Пушкина в центре столицы стал настоящим шоком не только для русских, но и для всего образованного населения страны. На момент сноса этому зданию исполнилось 79 лет. Этот факт вызвал широкий международный резонанс, в том числе и в виде заявлений иностранных посольств в Туркмении, материалов в международной прессе. Российская общественность обратила внимание на это событие президента России и обратилась с письмом к президенту Туркмении, в котором просила выделить труппе театра новое помещение. В результате власти предоставили помещение на окраине города, в знании одного из фабричных клубов, совершенно не приспособленное для театра. По мере расширения международной критики, власти Туркмении были вынуждены выделить средства на ремонт здания, куда была переселена труппа театра. Восстановили на работе и артистов. На месте снесенного исторического здания был разбит сквер и построен фонтан. Театр возобновил свою работу в конце октября 2004 года. Основным репертуаром театра являются постановки на темы «Рухнамы».
С 2004 г. в стране не признаются российские дипломы, гражданам нетитульной национальности труднее найти работу в государственных учреждениях. Этот принцип отражен в законе «О подборе государственных руководителей и должностных лиц на государственную службу». А недавний указ о пересмотре пенсионного законодательства ударил, в основном, по русским пенсионерам, имеющим, в среднем, меньше взрослых детей, чем сверстники титульной национальности, и, соответственно, меньше семейной помощи.
Есть в Туркмении две русские православные общины, одна из которых не так давно прошла официальную регистрацию. Однако деятельность РПЦ строго контролируется Советом по делам религий, куда глава православной церкви в Туркмении входит в ранге заместителя председателя. При одном из храмов работает воскресная школа. Однако все христианские кладбища, особенно при старейшем храме, находятся в запустении.
Практической поддержки страждущим РПЦ не оказывает. Средств хватает разве что на раздачу мизерной милостыни бомжам. Правда, тут стоит отметить, что православная паства в Туркмении сама по себе бедная, церковь собирает крайне мало пожертвований.
Имея рычаги реального влияния на внутреннюю политику государств Центральной Азии Россия с успехом добивается для себя экономических преференций, но при этом всякий раз «забывает» поднять вопрос о положении соотечественников. А этот вопрос тоже мог бы стать дополнительным рычагом воздействия. В позапрошлом месяце президент России Владимир Путин подписал распоряжение о создании межведомственной группы по разработке государственной программы, которая будет содействовать добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа. Руководителем группы назначен помощник президента Виктор Иванов. Проблема только в том, за 15 лет, прошедших после распада Союза, большинство соотечественников уже решили проблему с переездом. Сейчас речь может идти только о Туркмении или Киргизии, где к весне ожидаются новые потрясения. Остальным же нужна программа помощи на местах.