(Hunter @ Sep 21 2006, 07:50 PM) (продолжение)
Юрий Помпеев
КРОВАВЫЙ ОМУТ КАРАБАХА
Сумгаит: "Мы заставим в нас стрелять"
В сентябре 1988 года в статье "Арцах: раны и надежды" Зорий Балаян вспомнил о первой встрече с М.С.Горбачевым:
"Уже в 1988 году сразу же после начала Карабахского движения Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев спросил Сильву Капутикян и меня: "А вы подумали о судьбе двухсот семи тысяч бакинских армян?" Я ответил вопросом на вопрос: "А почему, собственно, возникает необходимость думать о судьбе двухсот семи тысяч армян в Баку, мы же государство..."
Этот диалог интересен с нескольких сторон. Прежде всего поразительно спокойствие армянских ходоков, хотя о "запланированной крови" (это выражение позже пустит в оборот Андрей Нуйкин) своих соплеменников широко оповестил один из лидеров "Крунка" А.Манучаров: "Мы заставим в нас стрелять!" Деланная (как показали будущие события) обеспокоенность Горбачева явилась ни чем иным, как прощупыванием позиции вдеологов национализма, поведут ли они цивилизованных и богоизбранных армян в кровавый омут вражды с "варварами турками и татарами буферной республики, искусственно созданной Сталиным". Выяснилось: поведут, не остановятся ни перед чем, потому что только кровь возбуждает массовую злобу и месть, а виноватым при любом варианте, останется Азербайджан, и можно будет потребовать ликвидации этого "административного деления", не обеспечившего безопасности своих граждан, независимо от их национальной принадлежности.
Удивительно живуча типология разжигания межнациональной розни! Просто диву даешься, когда читаешь:
"Злосчастный вопрос в жизни народов Закавказья -вопрос о возможности установления прочных постоянных основ мирного сожительства тюркского (азербайджанского - Ю.П.) народа с армянским все больше и больше заходит в тупик... Мы продолжаем думать, что интересы армян и тюрок так сильно переплетены, что изолировать их друг от друга невозможно, и всякая попытка к полной изоляции чревата тяжелыми жертвами для обеих сторон, и потому все наши усилия направлялись к установлению основ мира и совместной трудовой деятельности...
Не то мы видим, к сожалению, со стороны политических руководителей армянского народа. Наоборот, мы наблюдаем в последнее время усиление по всем фронтам агрессивной работы армянских деятелей против законных прав азербайджанских тюрков. Все их дипломатические способности в Европе направлены к тому, чтобы представить в глазах европейского общества азербайджанских тюрок главными виновниками трагедаи армянского народа. Пресса обрабатывает общественное мнение в этом же направлении... Получается такое впечатление, что несчастные армяне стали жертвой азербайджанских тюрок, которые пребывают благополучно на победных лаврах. Вся эта организованная работа армянских руководителей поддерживает кровавые события последних лет. В этих организованных рамках ведется в настоящее время, в частности, работа вокруг карабахского вопроса".
Тактика идейного национализма весьма стойкая вещь, потому что я процитировал взгляд более чем семидесятилетней давности: так писала газета Азербайджанской Демократической республики "Азербайджан" 6 июля 1919 года.
Митинговые страсти в Сумгаите в последние дни февраля 1988 года были вызваны прежде всего поджогами домов и нападениями на азербайджанцев в Степанакерте, выживанием многих из них из Нагорного Карабаха. Накануне трагедии были убиты двое азербайджанских юношей в Аскеране. И все-таки там, на дороге между Агдамом и Аскераном, накаленные националистические страсти удалось остановить.
Почему для-трагедаи был избран Сумгаит? Академик Зия Буниятов (о нем речь впереди) назвал это место "экологическим адом", перенаселенным лимитчиками; число уголовников (бывших) к моменту трагедаи в этом городе достигло более 20 тысяч человек. По мнению писателя Максуда Ибрагимбекова, посетившего этот город в ночь после кровавых событий и разговаривавшего с местными жителями разных национальностей, а также со следователями и замесппелем Генерального прокурора СССР, "события в Сумгаите - это умело запланированная акция". В течение недели перед погромами крунковцы собирали деньги с армянского населения Сумгаита, советовали этим жителям снять свои вклады в сберкассах, а богатым цеховикам порекомендовали вообще покинуть город.
Как вели себя городские власти? По сведетельству Жоры Тамразяна, члена горкома, первый секретарь Муслимзаде сказал: "Я не понимал, что я делаю, куда аду, но я взял флаг в руки и пошел, а бацдиты за мной. Только тогда, когда я увидел, как сжигают машину, я понял, что поступаю неправильно, иду не по линии партии. До того не понимал, что делаю".
Как вели себя рядовые армяне и азербайджанцы, жители Сумгаита?
Свидетельствует Армен Григорян: "В ночь с 26 на 27 февраля, когда начались погромы азербайджанцев Карабаха на армян, живущих в Сумгаите, я находился на заводе на дежурстве. Об этом несчастье мне сообщил мой сосед по дому - азербайджанец Закир, который приехал ко мне на работу..."
Жора Тамразян: "27 февраля - день рождения двоюродного брата моей жены. Наши пошли его поздравить, я не пошел. Потом вижу--на улице толпа 500-600 человек с криками. Вышел на балкон. Наверху один азербайджанец живет, он говорит: "Жора, иди к нам. Вдруг и тебя придут убивать". Говорю: "Нет", быстро выбежал, сел в такси, поехал к семье. Что еще сказать? До резни у нас с азербайджанцами были очень хорошие отношения. Я никак не мог предвидеть, что такое может случиться. Я даже породнился с ними: "кирвой" у них был, кумом то есть, это когда по мусульманскому обычаю маленького мальчика обрезают... Жили дружно, как одна семья. Мы сами не понимаем, как все это могло произойти. Многие азербайджанцы сами говорят: ненавидим этих убийц, лучше б они не жили в этом мире".
Итак, место выбрано: в городе с трущобными "нахал-строями" и двадцатью тысячами бывших уголовников бездействовала не только милиция, со времен министра Щелокова лишенная и оружия, и дубинок, ной партийные власти. Сменивший Муслим-заде на посту первого секретаря горкома З.Гаджиев в те дни рассуждал:
"Кто должен был в первую очередь защитить своих граждан? Город! Его власти! Его партийное ядро! Но для этого нужно было принять мужественное решение. В первую очередь обратиться к рабочим. В общежития, на предприятия. Но в том-то и дело, что руководство просто утратило родство с самим городом. Именно поэтому даже нормальной оперативной информации в штабе партийной организации не было, и он оказался неподготовленным и беспомощным. А ведь в городе только депутатов Советов три сотни, членов горкома и ревизионной комиссии - более ста. А сколько еще мощных парткомов? Членов горкома комсомола? Оторваны они были от народа, забыли про его силу, силу рабочего класса..."
Итак, план сумгаитских погромов, включая суточное опоздание внутренних войск, изготовление и развозку по городу железных прутьев, ыл осуществлен с юве- лирной точностью. В Степанакерте уже на следующий день устанавливается отлитый заранее памятник "жертвам" сумгаитского геноцида".
Стихов, правда, ни Сильва Капутикян, ни другие поэты сочинить не успели, поэтому проармянская печать публиковала в те дни оправданно гневные и сочувственные строки В.Немировича-Данченко из 1915 года:
Да, правда, мало нас! И меньше с каждым гомдом
Становится армян... Осмеивайте их! .
Но вы ведь тешитесь над жертвенным народом,
Распятым, как Христос, на рубежах своих...
Надгробный слышен плач над братской и великой
Могилою армян, и погребальный звон...
Стыдитесь! Жалок смех вражды и злобы дикой
В благословенный час народных похорон.
3 марта 1988 года на сумгаитском кладбище хоронили погибших: 26 армян и 6 азербайджанцев. На зачинщиков погромов было заведено 19 уголовных дел, арестовано было почти сто человек. Обвинения в убийствах официально предъявлены уголовникам - не только азербайджанцам, но и лезгинам, русскому, армянам, один из которых - Григорян орудовал в тот страшный день под кличкой Паша.
Через год, к концу февраля 1989 года, по сведениям коменданта Особого района Еревана генерал-лейтенанта Ю.Кузнецова, число жертв столкновений "на национальной основе" составит 83 человека,, среди них - 48 азербайджанцев, 32 армянина и 3 представителя других национальностей.
Но в то несчастное утро 27 февраля 1988 года, "жители городов и сел Азербайджана, - по признанию писателя Максуда Ибрагимбекова, - узнали о себе, что они кровожадные убийцы и насильники".
Действительно, все радиостанции мира заговорили о том, как "обезумевшие от запаха крови орды азербайджанцев убивают армян". Наиболее употребительными словами стали геноцид и резня.
Грянувшие, казалось, как гром среди ясного неба сумгаитские погромы, естественно, неожиданными были не для всех. Запланированную кровь запечатлели кино и видеокамеры людей, прибывших в Сумгаит за день до начала событий. Фильм был показан во всех странах Европы и Америки, где имеются армянские колонии, во всех, кроме Советского Союза. Почему?
Максуд Ибрагимбеков, увидевший фильм в Швеции, рассказывает:
"Умопомрачительный изобразительный ряд дополняется звуковым, ужасающим воображение не менее сильно. Так один из героев фильма описал с экрана обалдевшим шведам сцену убийства своего друга Миши и его жены, очевидцем которой он, разумеется, был. После того, как Мише с женой отрубили головы, тридцать азербайджанцев набросились на их юную дочь. Поочереди изнасиловав ее, они разрубили ее на мелкие куски, раздели в мангале огонь, приготовили и с аппетитом съели шашлык из человечины. Вы не представляете, что нам приходится терпеть от этих зверей! - сказал в заключение очевидец Габриэлян".
Этот фильм, надо полагать, стал оправдательным документом националистического мятежа, развязанного в Карабахе. Продолжением агрессивного национализма балаяновского "0чага": азербайджанцы- не только кочевники-мусульмане, турки, но и людоеды, а потому справедливо их убивать, изгоняя из Нагорного Карабаха и вообще из Закавказья.
Один из лидеров осенних митингов 1989 года в Баку токарь Неймат Панахов, отвечая на вопрос корреспондентов "Известий" по поводу сумгаитской трагедии, эти акценты расставил верно:
"Про Сумгаит скажу так: это позор и боль азербайджанского народа. Но нельзя молчать и о другом -сумгаитская трагедия стала почвой и для разжигания антиазербайджанских страстей. Нас пытаются выставить продолжателями геноцида 1915 года. Реанимировать страх и ненависть. Зачем? Чтобы взрастить на них новые поколения?".
О том, что это предположение правомерно, свидетельствует турецкий телеобозреватель Мехмет Али Биранд, побываваший в Ереване "в январе 1991 года:
"Для армян в Армении нет никакой разницы между турками и азери. Их ставят в один ряд. Как считают армяне, в 1915 году их истребляли турки, а теперь -азербайджанцы. Каждый человек, принадлежащий х тюркским народам, будет вызывать у них сомнение, ненависть, ярость",
К чести самого Михаила Горбачева отношу его признание, последовавшее примерно через год после гибели неизвестного ему бакинца Г.И.Петояна: "Я решительно против дробления государства, против перекройки территорий, разрушения вековых связей народов. Теперь, я думаю, мне легче говорить: на собственном опыте, уже омытом кровью наших людей, мы видим, что разделиться не сможем".
Впрочем, это признание экс-президента СССР можно отнести и на счет присущего ему политического лицемерия: ведь перекройка территорий началась с событий в Нагорном Карабахе, и после встречи с инициаторами разрушения "вековых связей народов" в феврале 1988 года столь резких слов протеста М.С.Горбачев не произнес, ограничившись тогда спокойной констатацией факта:
"Поднят вопрос о переходе автономной области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Этому придана острота и драматичность, которые привели к напряженности и даже к действиям, выходящим за рамки закона".
Это его обращение к народам Азербайджана и Армении прозвучало 26 февраля 1988 года, в день сумгаитской провокации. Процесс, как говорится, пошел, подобно не загашенному вовремя пожару на высушенном историей торфянике.
Г. Старовойтова: от народного движения до национально-освободительной войны
В феврале 1992 года Г.Старовойтова, выступавшая по поводу Карабаха во всех средствах массовой информации мира, появилась, наконец, на экране Азербайджанского телевидения. В двухчасовом интервью она смутилась всего один раз, когда корреспондент задал ей такой вопрос: "Сколько вам платят армяне в долларах ежемесячно?" Полагая не без оснований, что ее расписки сохраняются в пухлом досье, когда-то скромная женщина отпарировала: "На нахальные зопросы не отвечаю", не сославшись даже на весьма распространенный в таких случаях аргумент о коммерческой тайне.
Месяц спустя, отвечая корреспонденту ''Комсомольской правды" о характере написанной ею книги об этнических группах (татарской, армянской и эстонской) в современном городе, Г.Старовойтова откровенно призналась, что темой ее исследования накануне карабахского конфликта "явилось отнюдь не огромное значение крепкой дружбы народов СССР".
Эти два красноречивых признания "нашей Тэтчер" (определение "Комсомолки") вызывают необходимость проследить эволюцию ее взглядов, высказанных , как правило, безапелляционно, в последние четыре года и принесших никому дотоле неизвестному "московскому этнопсихологу широкую популярность среди армян" (определение ереванской газеты "Комсомолец"). Более того: эти взгляды и скрытые от широкой публики политические акции вознесли Г.Старовойтову на пост главного советника Б.Ельцина по межнациональным проблемам. А после деморализации Особого полка России, открыто симпатизировавшего армянской стороне и оставившего сотни трупов стариков, женщин и детей на заснеженных склонах Ходжалы, в Москве всерьез забродили слухи о назначении этой "вполне дисциплинированной женщины, всегда выполняющей приказы Президента", на пост министра обороны России. Сама Г.Старовойтова поддерживала эти слухи во многих интервью (ведь в Финляндаи, к примеру, военными командует очаровательная женщина - и ничего), признаваясь, что многие большие военные чины советуются с ней по вопросам стратегии. И не без кокетства резюмировала, что "такую ношу не возложат на женские плечи, так как наше общественное сознание не доросло до того, чтобы во главе военного ведомства поставили человека в юбке".
Все впереди как говаривал писатель Василий Белов, и не исключено, что "наше общественное сознание", окончательно одурманенное Галиной Васильевной, дорастет еще не до таких высот... Ведь получил же портфель зам министра обороны России а.кокошин, правая рука академика Георгия Арбатова, члена редколлегии и автора (вкупе со своим сыном -Алексеем и, конечно, Г.Старовойтовой) русскоязычного шовинистического журнала "Pro Armenia". Вот из какой компании а.кокошин, оказавшийся во главе военного ведомства, хоть и не в юбке! Уверен, что на рабочем столе зам.министра обороны России лежит очередной номер "Pro Armenia" с таким призывом на мелованной обложке:
"Ни блокада, ни жесточайший экономический кризис, ни военная агрессия не сломили карабахца. Он стоит на своей земле крепко и гордо, как горы Армении. Он уверен в собственной правоте и будет до конца сражаться за свою Родину!"
Эта "уверенность в собственной правоте" подкреплена ни чем иным, между прочим, как Договором о дружбе и взаимной обороне России и Армении. Обращения Азербайджана о заключении подобного договора с ним до сего дня остались без внимания. Чем не результат растущего "общественного сознания" если не всей России, то хотя бы ее Верховной власти, уже достигнутого советником Г.Старовойтовой, как и снесенный с лица земли неплохо вооруженными формированиями азербайджанский город Ходжалы?! При гробовом молчании российских средств массовой информации Михаила Полторанина и Олега Попцова.,. Но - Бог им судья.
Чем еще гордится наша Тэтчер, так это Ереваном, вошедшим в Книгу рекордов Гиннеса по такому показателю, как "доля постоянного населения, одновременно участвовавшего в демонстрациях", и Нагорно-Карабахской автономной областью, поставившей аналогичный "рекорд по длительности забастовок".
Без особого желания возвращаюсь я к многочисленным свидетельствам советника по межнациональным отношениям, разбросанным в нашей и зарубежной прессе, потому что в каждом из них - агрессивное, разрушительное, античеловеческое начало.
Но - по порядку. Любовь к Армении, по словам Старовойтовой, началась с чтения стихов Нарекаци и "Уроков Армении" Андрея Битова. Напомню диалог последнего с его другом-армянином, диалог как разе любви:
"-О,- сказал друг, - если ты раз проявил любовь, тебе придется отвечать за это!
- Как это?
- Тебе предется ее проявить еще раз.
- А если я разлюбил?
-То ты предал.
- Почему же?
- А зачем же ты любил до этого?" И еще один любопытный диалог автора, теперь уже с братом его друга, узнавшим, что Битов намерен "про нас писать":
"После этого он стал разговаривать со мной так: уводят - арбузы везут...
- Это армянский арбуза, - говорит. Уводит ослика...
- Это армянский ишак, - говорит.
- Это армянский очень толстый женщина. А это армянский пиво. Пиво хочешь? Это обыкновенный армянский такси. Поедем, хочешь?
Я сначала улыбался, потом надумал обидеться. Но сдержался. Потом мне было уже проще: я знал, что это будет армянский забор, а это армянский столб, а это обыкновенный армянский милиционер. Как ему не надоело?"
Талантливо, иронично передал русский писатель национальную психилогию своих друзей. Другое дело, когда эта психология безо всякой иронии становится государственной стратегией.
Один лишь пример 16 февраля 1991 года к Борису Ельцину со страниц ''Голоса Армении" обратился "не всуе" Зорий Балаян, давний приятель героини этой главы. Для чего? Для того, чтобы этот "фатальный консерватор до боли осознал", что судьбу Карабаха еще его уральские предои связали с Российским государством, и почему Президент не возмущается "опусканием (цитирую З.Балаяна - Ю.П.) факта, что Карабах и Восточная Армения сегодня почему-то (?! - знак З.Балаяна - Ю.П.) не только оказались за пределами России, но даже не имеют с ней общей границы". Автор обращения к. Президенту Ельцину, ссылаясь на "обоюдовыгодный политический союз между армянским и русским народами", напоминает ему, подобно спутнику Андрея Битова, что "Карc - это древняя армянская крепость, укрепленная русской стратегической мыслью", что "с одной стороны армянской реки Араке - армянская область Карc, с другой стороны - Армянская автономная республика Нахичеван", что "армянский город Эрзрум - на армянской территории" и на ней же - "армянский железнодорожный узел Карc".
Что же из этого перечисления следует? Необходимо, советует то ли Балаян, то ли народный депутат Армении Г.Старовойтова Б.Н.Ельцину, "вернуть" Нахичеван армянам, дабы "реализовать традиционную стратегию, без которой нет ни России, ни Армении".
Отдадим справедливость Г.Старовойтовой: именно она, а не Зорий Балаян, впервые публично поставила проблему Нахичевани - в журнале "Родина" в феврале 1989 года, в разгар своей предвыборной кампании за мандат союзного парламентария. Ссылаясь на последствия практики сталинизма в национальной политике, старший научный сотрудоик Центра по изучению межнациональных отношений при Президиуме АН СССР походя обронила фразу: "Нахичеванская АССР, расположенная в сердце Армении, подчинена Азербайджану, с которым не имеет общей границы". И все, "Берлага запущен", как говаривал Остап Бендер. "Необходемо, - повторяет через дав года З.Балаян в письме Ельцину, - ликвидиро-вать Нахичеванскую АССР и передать ее армянам".
Началом перестройки в сфере национальных отношений назвала Г.Старовойтова "карабахскую проблему" на упомянутой мною страничке журнала "Родина". Балаян же поучает Ельцина, что Арцах и Геташенский подрайон - "это зеркало, в котором отражается драма всей нашей страны, и прежде всего России". Дальше - больше: "Арцах - это элемент армянской государственности", что и Россия, и народы Средней Азии хорошо знают, что "именно армянская государственность, то есть именно Армянская республика и Карабах закрывают дорогу зловещему туркоазерскому пантюркизму".
Про пантюркизм и фундаментализм ("зловещий") мы еще поговорим, а сейчас последуем за логикой сюжета, предложенного Балаяном (и не сомневаюсь, Старовойтовой) Ельцину год с небольшим тому назад. Полагая, что обороноспособность "армянского Карабаха" (это по-серьезнее, чем отмеченные иронией Битова "армянский арбуза" или "армянский очень толстый женщина") должна находиться непосредственно под эгидой Генштаба вооруженных сил страны, Балаян потребовал от Ельцина "немедленно вывести НКАО, Шаумяновский район и Геташенский подрайон из политического, административного, экономического подчинения Азербайджанской Республики, придав армянской автономии Арцах статус союзной территории".
В начале апреля 1992 года я уже без удивления прочитал заявление Г.Старовойтовой от имени карабахцев о том, что они "выступают за свою независимость, допуская протекторат России, а не вовсе за "передачу" Карабаха Армении".
Советница, как видим, более складно излагает политическую стратегию для карабахцев, чем ее друг Зорий Балаян, хотя именно последний состоит в союзе армянских писателей. Ис 1984 года, с момента выхода своего "Очага" и знакомства с Г.Старовойтовой, тогда же побывавшей впервые в Нагорном Карабахе в составе советско-американской экспедиции по изучению феномена долгожительства на Кавказе, не скрывающий узкона-ционалистические, сепаратистские устремления, даже не пряча их под звонкой фразой.
Что касается Старовойтовой, то какой "карабахский феномен" она вынесла из экспедиции 1984 года, представить несложно, ибо через четыре года, оказавшись движущей идеологической пружиной конфликта, она ни единого раза не прибегла к аргументам азербайджанской стороны. Разве можно после этого говорить об особом такте, полной объективности или глубоком знании существа и предмета спора?!
Кстати, взгляды азербайджанской интеллигенции никогда, а на первом этапе агрессии - особенно, не замешивались на национализме. Поведу прежде всего высказывание московского поэта Илхама Бадалбейли, относящееся к апрелю 1989 года, когда уже все до единого азербайджанцы были изгнаны, из Армении, сотни людей рассказывали, как на них нападали, насильничали, убивали, грабили, поджигали, в лучшем случае под оружием вынуждали покидать свои дома, и в этих акциях непременно участвовали должностные лица армянского руководства. Убийства и выселения совершались не в результате стихийно возникавших беспорядков, -каждая акция тщательно готовилась и исполнялась вооруженными группами боевиков. Сегодняшние дашнаки собирались 10 декабря 1988 года объявить Армению "республикой без турок". Итак, слово Илхаму Бадалбейли: "Для азербайджанцев, для их национального самосознания Карабах (а не только его малая часть НКАО), Шуша - это прежде всего их История, это национальные святыни Джыдыр-дюзю, Иса-булаг,Топхана, исполненные того же смысла, что и поле Куликово для русского народа, это Ватиф и Натаван, великий Узеир и Бюль-Бюль. Вряд ли в свете сказанного плодотворны попытки сведения этой сложнейшей проблемы к упрощенной, мол, моя земля, не отдам!"
Уважаемый Илхам-муаллим В ответ на Ваши недоуменные сентенции Игорь Мурадян в это же время в республиканской газете "Хорурдайин Айастан" изложил свою концепцию "моей земли":
"Нагорный Карабах может обеспечить примерно 25-30 процентов потребностей республики (конечно, Армении - Ю.П.) в высококачественных плодах и ягодах, 25 процентов производства в республике молока и мяса, треть производства зерна, значительную часть производства картофеля. Есть возможность превратить Арцах в табаководческую; винодельческую и шелководческую базу республики. Если же брать в целом... без сельскохозяйственных ресурсов Арцаха самостоятельность Армении невозможна... Арцах следует считать незаменимой сырьевой базой для строительной индустрии республики. Ресурсы области могут избавить республику от завоза сырья для производства керамики, стекла, и самое главное - гипса для цементной промышленности". А излюбленная Илхамом Бадалбейли Топхана, "поле Куликово , исподтишка застраивалась корпусами алюминиевого завода под руководством кремлевского наместника Аркадия Вольского.
В том же 1989 году газета "Советский Карабах" поместила снимок медали, изготовленной в Венеции при активном участии самого Комитаса Мамукяна. На лицевой стороне медали изображена карта Армении вместе с НКАО и Нахичеванской автономной республикой (последняя - слегка затушевана -то ли по политическим соображениям, то ли из-за качества венецианской позолоты) и надписи на армянском языке: "Карабах наш" и "Карабах - это наш Арцах". На. обратаой стороне проштамповано: "О, народ армянский, твое спасение в твоем единстве", "Нас мало, но мы армяне". "Мы были,есть и должно нас быть больше". Медаль, по сообщению газеты, предназначена для награждения представителей культуры, искусства, литературы, а также государственных и военных деятелей в прошлом, настоящем и будущем, проявивших себя в деле воссоздания "Великой Армении", а также воссоединения с "неотделимой" ее частью - Карабахом, Нахичеваньго и другими землями Азербайджанской Республики.
Престижная награда, что и говорить, продуманная безо всякой иронии, на трезвую голову. Тем горше от этой затеи - поощрения "представителей" за откровенную агрессию и пропаганду националистических вдей.
В традиционно интернациональном Баку на ноябрьских митингах 1988 года ораторов от интеллигенции растерянно спрашивали:
- Почему же наша нация должна быть в каком-то оскорбительном для себя положении в отношении армянского народа? Разве мы посягнули на территорию Армении? Нет, добрососедство должно быть взаимным...
Специалиста по Кавказской Албании Фариду Мамедову покоробили некоторые аргументы организаторов митинга: "Да, такой-то хороший ученый, но у него же мать русская. И такой-то - ничего человек, но у него мать немка или даже бабушка..." Взглянув на исступленные лица собеседников с красными повязками на головах, доктор исторических наук ответила однозначно, как думала:
"Слава той русской женщине и той немке, и вообще женщине любой другой национальности, которые родили нашему народу достойных сыновей! И горе тем азербайджанкам, чьи дети пятнают себя".
И выразила в заключение точку зрения азербайджанской интеллигенции на психологию своего народа:
"Когда идут разговоры о национальной чистоте, и с этой целью "просвечивается" вся родословная человека чуть не до седьмого колена - ничего, кроме брезгливости и сожаления, это у нормального человека вызвать не может. Нашему народу, насколько я знаю, никогда не были свойственны потуги на национальную исключительность и неповторимость и связанные с ними амбиции".
Г.Старовойтова, знакомая с Арменией по стихам Нарекаци и повести Андрея Битова, сразу поддержала карабахские потуги своих ереванских друзей. Шел февраль 1988 года, Раиса Максимовна три месяца назад с благодарной улыбкой уже приняла подношения "от армянского народа советскому народу" в вашингтонском посольстве, а Г.Старовойтова, по ее признанию, лежала в Москве со сломанными рукой и ногой. "Не имея возможности вылететь в Ереван, я написала письмо сочувствия, адресованное С.Квпутикян и З.Балаяну, - рассказывала вскоре, не скрывая восторга, кандидат в народные депутаты от Армении. - Было очевидно, что мы находимся перед лицом исторического события, не просто случайного народного выступления, а выстраданного всем ходом истории народного движения".
Стоп: прозвучала самая первая идеологема о "выстраданном ходом истории народном движении", хотя в ту начальную пору всем наблюдателям (без исключения) было ясно стремление Армении подчинить себе часть территории соседней республики. Через неделю во имя желанного "народного движения" был запущен "сумгаитский процесс" (выражение самой Г.Старовойтовой).
Впрочем, и в те дни, и впоследствии "наша Тэтчер" явилась рупором пристрастных в отношении Карабаха взглядов академика Андрея Сахарова, признанного борцом за права человека в самом непорочном значении этих слов. Академик же бездоказательно утверждал, что "исторически вся область-Нагорный Карабах (Арцах)- являлась частью Восточной Армении", объявляя при этом, что движение в Армении носит "законный и мирный характер", Азербайджан же не вызывает в его памяти ничего, кроме "страшных картин геноцида 1915 года".
Через год в феврале 1989 года, можно было подвести некоторые практические результаты запущенной в общественное сознание ндеологемы. Принятые решения по Нагорному Карабаху кремлевской бюрократией показали: "чувствительный он, оказывается, государственный организм". Это заключение Г.Старовойтова сопроводила постановкой вопроса о том "стоит ли объявлять охранной зону вокруг этой эклектической постройки" (то есть СССР • Ю.П, не брезгуя даже ссылкой на убеждение В.ИЛенина: государство сильно сознательностью масс и призывая ошарашенных демократией сограждан: "Давно нам нужен Пленум ЦК КПСС по этим вопросам". Политическую конъюнктуру теперешняя госпожа блюла всегда неукоснительно, будучи уверенной, что на предстоящем Пленуме ЦК по совер-шенствованию межнациональных отношений, благодаря помощнику Генсека, академику Г.Шахназарову, не прозвучат "однозначно негативные тенденции о сепаратистских тенденциях". Сама Старовойтова в ту предвыборную пору предпочитала говорить о них нейтрально: право на самоопределение - конституционное право наций. Это была вторая по счету идеологема, которая наиболее полно оценена в рассмотренном нами письме ленинградского рабочего Игоря Пояркова.
Как бы ни относились сегодня к распаду СССР различные политические партии и отдельные люди, роль авторов и исполнителей карабахского сюжета в этом процессе все же явно недооценена. 14 апреля 1992 года газета "Комсомольская правда" опубликовала интервью с писателем Львом Копелевым, живущим в Германии. Писателю, по его словам, "больно" от того, что происходит в бывшем Советском Союзе, и он признает , что "советская империя была исторически обречена, должна была распасться". И приводит поразительный факт: "еще в 1970 году мы говорили об этом с Андреем Дмитриевичем Сахаровым". И хотя Копелев сожалеет, что"распад этот произошел так быстро и так страшно", само признание о замысле академика Сахарова многого стоит.
Призвав к разрушению "охранной зоны вокруг эклектической постройки", то есть границ СССР, старший научный сотрудник при Президиуме Академии наук вступила в борьбу, с Хельсинкским соглашением 1975 года о неприкосновенности современных границ, подписанным 33-я ведущими державами Европы и Америки. Это положение распространялось и на внутренние границы СССР, поскольку под соглашением стояла подпись Л.И.Брежнева.
Борцы за права человека начали попирать эти права у себя на родоне, безнаказанно и непогрешимо, при полном молчании прессы и власть имущих.
Впрочем, я ошибаюсь. Израильский публицист Роберт Давид назвал поддержку сепаратистов Нагорного Карабаха "кровавой ошибкой А.Д.Сахарова", возложивосновную вину на Елену Боннэр. "Ее притязания на авторские права Сахарова уже после его смерти, - объясняет РДавид, - основаны на ее полном господстве над Сахаровым при жизни". ''Настоящим анекдотом" счел израильский публицист попытку Е.Боннэр отказаться от Нобелевской премии мира от имени покойного мужа. ••Сам Сахаров не безвинен, - настаивает РДавид, - ибо ни один муж не дает жене править собой, если его это не устраивает".
В одном отношении, мне показалось, ошибается израильский публицист: "Сахаровым сегодня" он назвал российского депутата Анатолия Шабада, собственноручно, дескать, помазанного Еленой Боннэр. РДавид умаляет таким образом роль Г.Старовойтовой, которая и при жизни академика диктовала ему армянскую редакцию "проблемы НКАО", вследствие чего и возникла вопиющая необъективность Андрея Дмитриевича к азербайджанскому народу. Полным молчанием, граничащим с сочувствием, встретил А .Д.Сахаров слова Рафаэля Каза-ряна, члена-корреспондента АН Армении, кого именовали цветом армянской интеллигенции, на многотысячном митинге на Театральной площади Еревана осенью 1988 года, высказавшего без обиняков:
"Впервые за десятилетия нам предоставлена уникальная возможность очистить Армению!"
Беззащитных и безоружных азербайджанцев, часто без одежды и скарба, выгоняли из домов: ''Вон из Армении, проклятые турки!"
В это же время в Баку посланцы Генсека во главе с Сахаровым в беседах с азербайджанской общественностью предлагали от имени М.С.Горбачева совершить "выгодный обмен", "выгодлую сделку". По мнению одной из участниц совещания Фариды Мамедовой, "практически на деле нам предлагали обменять одну часть своей бывшей азербайджанской территории, которую уступили армянам, на другие наши земли".
На встрече в Академии наук Азербайджана Фарида Мамедова постаралась тогда предельно кратко просветить Андрея Дмитриевича, что представляли собой Азербайджан и Армения до образования СССР. Азербайджан являл собой независимые ханства, что же касается Армении, то ее просто не было, то есть не существовало политического образования армян. "Армянский народ очень рано лишился своей государственности, - рассказывала московским гостям Ф.Мамедова, - в пятом веке нашей эры, которая была не на Кавказе, а в Месопотамии. Спустя четыре столетия было создано Армянское государство на северо-востоке Месопотамии, в 1Х-Х веках. А в Х1У-ХУ веках совершенно на новой территории, на северо-восточном берегу Средиземного моря было создано армянское Киликийское царство, после падения которого до XX века армянский народ не имел государственности, разделяя судьбу тех народов, в государственные образования которых он входил. В начале XX века армянские лидеры пытались воссоздать армянское государство за счет чужих земель на территории Турции или Грузии, но потерпели полное фиаско. Армянская республика образовалась благодаря Октябрьской революции и воле азербайджанского народа. Она была создана из бывшего азербайджанского Иреванского ханства, в котором армянское население составляло около 30 процентов, а также из азербайджанских за-нгезурских земель".
Такова историческая объективность, изложенная Фаридой Мамедовой. Она же подчеркнула и своеобразный характер НКАО, образованной не по этническому, а по географическому признаку. Ведо каждый народ самоопределяется один раз, армяне же готовы для себя на исключение. Образовав в декабре 1991 года никем не признанную НКР, ее непримиримые лидеры на деле осуществили последнюю идею Г.Старовойтовой - идею национальной освободительной войны.
Пройдет время, и этот кровавый бред будет оценен по достоинству. Сейчас же хочу отметить такую деталь: значимость национальной общности (в противовес отвергнутому имперскому интернационализму) привела Г.Старовойтову в самом начале ее политической депутатской карьеры к выводу о перезаключении Договора об образовании СССР. Эта идея пала на вздобренную почву: народы республик действительно страдали от тотального диктата Кремля, но весной 1989 года вряд ли кто-то всерьез помышлял о развале СССР. Кроме авторов карабахского сюжета, которые, по мнению того же израильского публициста Р.Давида, "без науськивания извне не стали бы рубить сук, на котором сидели.Их руково-дателям в Америке был нужен конфликт, было нужно заварить кашу национальной розни в Советском Союзе, и эта цель была достигнута - за счет крови тех же армян".
Посетив Ереван и Баку в мае 1991 года. РДавид, не спеша с выводами, высказал все-таки любопытное впечатление: ''Видимо, не случайно именно армяне, один из двух народов СССР с огромной сестринской общиной в Соединенных Штатах, с самого начала перестройки сыграли и роль троянского коня в советском стане. Нагорный Карабах стал первой язвой националистической чумы, а от него зараза переметнулась и пошла гулять по южным и западным окраинам Союза".
В этой второй статье Р.Давид наконец осознает лидирующую роль Г.Старовойтовой, открывая ее фамилией лагерь проамериканских сил в демократической России, старающихся теперь вбить клин между Россией и мусульманским Югом. Для этого и разжигается каждодневно виток за витком война Армении и ее радетелей против Азербайджана.
Ныне никого не оскорбишь упреком в принадлежности к проамериканским силам, но я все-таки считаю необходимым привести веское доказательство, на которое не сослался израильский публицист.
19 июля 1989 года Сенат конгресса США единодушно одобрил резолюцию, выражающую "поддержку США чаяний народа Советской Армении о мирном и честном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха". Этот документ, подобно многочисленным выступлениям Г.Старовойтовой, изобилует беспардонными выпадами по адресу Азербайджана и лакейскими поклонами в сторону армянской общины в США. Сенат, между прочим, постановил не только "продолжать поддерживать и поощрять усилия по восстановлению Армении" или "поощрять президента Горбачева продолжать диалог с армянскими представителями на Съезде народных депутатов", но и включил принятую резолюцию в виде поправки в законопроект об ассигнованиях на 1990 финансовый год.
А что же делать Вашингтону, если Москва тогда еще не решилась на вооружение армянских фидаинов?
20 марта 1992 года газета "Азербайджан" поместила открытое письмо русских учителей города Баку, обращенное к Старовойтовой. Процитирую его:
"Война идет на азербайджанской земле, пятый год льется кровь представителей всех народов. Развязана она мононациональной республикой, из которой постепенно были вытеснены все национальные меньшинства. А сейчас идет прямое уничтожение народов Азербайджана с подачи таких "ученых-политиков", как вы... Вы плачете о геноциде армянского народа. Кто же кого уничтожает ? Только за последний месяц уничтожено более 30 азербайджанских сел ( подчеркиваем - на азербайджанской территории).
Трагедия Ходжалы останется в истории именно как геноцид азербайдажнского народа армянскими бандами и их правозащитниками: Боннэр, Балаяном, Нуйкиным и вами, госпожой Старовойтовой. Приезжайте и посмотрите своими глазами, кого вы оправдываете. Если конечно, в вас осталась еще капля русской крови".
Поздновато стала краснеть за Старовойтову полумиллионная русская община в Азербайджане, пораньше надо было бы высказать возмущение в адрес темпераментной мадам. Тут русские, как и азербайджанцы, сильны задним умом.
Но - честь не уронена, судьбу Азербайджана еще можно удержать заботливыми руками всех его жителей. Да и мировое общественное мнение должно резко измениться. На это настраивает недавняя резолюция СБСЕ, в которой признана принадлежность Верхнего Карабаха Азербайджану и нерушимость внутренних и внешних границ этого суверенного государства.
Не могу не согласиться с мнением Искендера Ахундова, автора газеты "Азербайджан", высказанным в том же номере от 20 марта 1992 года, что на переговорах Армения должна признать свою вину в развязывании войны, отменить все противозаконные государственные акты, покушающиеся на суверенитет Азербайджана, и провести капитуляцию всех воинских формирований, находящихся на азербайджанской территории.
Когда примерно год назад я говорил об этом с одним из генералов советской армии, находившихся в Гяндже, он согласился с подобным подходом. "Так что же мешает?" - спросил я. ''Нужна команда. Москва молчит", -ответил генерал. "Так, может быть, войной руководят из другого центра?" -осведомился. Генерал согласно кивнул головой, не решившись назвать точный адрес командного пункта этой необъявленной войны.
Думаю, Г.Старовойтовой этот центр безусловно известен.
Другое дело, понимает ли советник по межнациональным отношениям, что и азербайджанский народ имеет право на самоопределение и сохранение территориальной целостности, что земля, наконец, это народное достояние, отобрать ее нельзя? И если понимает и одновременно пропагандирует в мировой и российской прессе идею национально-освободительной войны и деколонизации Арцаха, то сегодня Г.Старовойтова заслуживает серьезного обвинения в поддержке геноцида, творящегося на земле Азербайджана, ибо геноцид, согласно Декларации ООН, - это не только физическое уничтожение народа или его части, но и создание тех невыносимых условий, при которых местные жители вынуждены оставлять свои родаые места. Ведь земля, политая потом, хранящая прах твоих предков, защищается только кровью. В результате национально-освободительной войны, развязанной националистами дашнакского толка, вызван геноцид и азербайджанцев, и армян, и русских, вынужденных оставлять свои родные места не только в НКАО, но и в пограничных районах, куда достают ракеты типа ''Алазань" или снаряды "Града". Будь проклята любая политическая карьера, замешанная на людской крови! У людей, одинаково искренних, могут быть различные точки зрения, и они всегда договорятся, если меж ними не окажется специалист по лжи и краснобайству.
Ты по правде думаешь что кто будет сидеть и это читать...
Ты сам наверное не читал - скопировал и вставил