IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

24.10.2010

АЛАНЫ- КАРАЧАЕВО-БАЛКАРО-ДИГОРСКИЙ НАРОД 5

Теперь давай в 5 словах, о чем ты тут накумекал

Ну потрудись почитай. Статья правда интересная. А накумекал я то, что раньше аланы изначально дигорцы. Иронцы получились от смеси дигорцев с автохтонами.
А карачаевцы и балкарцы от дигорцев с хазарами, половцами, золотордынцами (маджарцы) и крымскими татарами.
Подумай сам о происхождении этой легенды.

Закиев М.З.
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ЯЗЫКА

Сборник статей по проблемам линвоистории
возрождения и развития татарской нации
Казань, 1995
АЛАНЫ: КТО ОНИ?
§ 1. Общие сведения. Как известно из источников, в обширном регионе Евразии, а именно в Восточной Европе, на Кавказе, в Малой, Средней, Центральной Азии, Казахстане, Южной и Западной Сибири жили разноязычные племена, которые греческие, а затем и римские историки называли общим наименованием до IX-VIII вв. до н.э. - киммерами, в IX-III вв. до н.э. - скидами (по-русски: скиф, по-западноевропейски: Скит), параллельно и - савроматами, в III в. до н.э.-IV в. н.э. - сарматами. Затем вошел в общее употребление этноним алан.
В официальной индоевропейской и русской советской исторической науке все они не на основе обобщения лингвистических, мифологических, этнологических, археологических и исторических данных, а лишь исходя из разрозненных лингвистических выводов признаны ираноязычными, в частности, предками осетин. Выходит, что в таком обширном регионе Евразии под общим названием скифы, сарматы, аланы (асы) в течение тысячи лет до н.э. и еще тысячу лет н.э. жили предки осетин, и в начале второй тысячелетия н.э. они необычайно быстро сократились (или приняли тюркский язык) и остались в небольшом количестве только на Кавказе. Такое представление исторического процесса в Евразии не выдерживает критики даже по следующим общим соображениям. Мнение об ираноязычности скифов, сарматов, алан не оправдывается историческим процессом развития или ассимиляции народов. Если бы в таком обширном регионе Евразии, как предполагают иранисты, в течение не менее двух тысяч лет жили ираноязычные осетины, то, естественно, они вдруг по "приходу" откуда-то гуннов бесследно не исчезли бы или молниеносно не превратились бы в тюрков - это с одной стороны, с другой - и тюрки, если бы раньше не жили в этих регионах, не смогли бы уже в VI в. создать на обширнейшей территории от берегов Тихого океана до Адриатического моря Великий Тюркский Каганат.
Необходимо иметь в виду и то, что представление этого древнего населения ираноязычным противоречит сведениям древних историков о многоязычности скифов и сарматов и не подтверждается данными топонимики вышеназванного обширного региона.
Кроме того, если бы скифы и сарматы были бы иноязычными, то ассирийские, греческие, римские, китайские древние историки на это не смогли бы не обратить внимания, ведь они хорошо представляют и иранцев-персов, и скифов-сарматов, т.е. при описании этих народов они каким-то образом обязательно отметили бы одинаковость или близость персидского и "скифского" языков. Но у древних писателей мы не находим даже намека на это. В то же время очень много случаев отождествления скифов, сарматов и алан с различными тюркоязычными племенами.
Наконец, если бы на обширных территориях Евразии под общим названием скиф и сармат жили одни только ирано-язычные племена, откуда же появились затем вдруг славянские, тюркские, финно-угорские народности. Остается только задать иронический вопрос: может быть, они "свалились из космоса"?!
Таким образом, даже общий взгляд на результаты скифских и сарматских штудий иранистов показывает, что в своей тенденциозности они зашли в пределы нереальности, недоказуемой фантастичности и надуманности.
В то же время многие ученые еще до появления скифо-иранской концепции и после нее доказывали и доказывают тюркоязычность скифов, сарматов и алан, признавая наличие среди них и славянских, и финно-угорских, и монгольских, и, в самой меньшей степени, иранских племен. По мнению этой групы ученых, на обширных территориях Евразии под общим названием скифы, сарматы, аланы (асы) еще задолго до н.э. жили предки тюркских народов. Начиная с середины 1-начала 2-го тысячелетия н.э., они под различными этнонимами продолжали и сейчас продолжают жить в тех же регионах. Правда, с XI в., со времени начала крестовых походов, регионы распространения тюрков постепенно сужались.
Но, несмотря на наличие двух различных преобладающих точек зрения, официальная историческая наука всеми возможными и невозможными доводами старается обосновать правильность скифо-сармато-алано-осетинской теории. Вот как пишет В.А.Кузнецов в БСЭ: " Аланы (лат. Алан), само-название - ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински - осы, по-русски - ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н.э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Приазовье и Предкавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства алан этого времени - скотоводство ... "
Далее автор описывает, что в Центральном Предкавказье образовалось их объединение, которое называлось Аланией. В VIII-IX вв. она вошла в состав Хазарского Каганата. На рубеже IX-Х вв. у алан возникает раннефеодальное государство. В Х в. аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией, откуда в Аланию проникает христианство.
Здесь В.А.Кузнецовым сведения об аланах изложены в основном адекватно, но первая часть первого же предложения нисколько не соответствует действительности: ведь всем ясно, что аланы (асы) никогда не называли себя иронцами, ироны - это самоназвание лишь осетин. Следовательно, В.А.Кузнецов начинает свое изложение с фальсификации, с априорного отождествления алан и осетин.
§ 2. На чем же первоначально было основано мнение об осетиноязычности алан (асов)? Здесь мы встречаемся с несколькими "неопровержимыми" фактами, "доказывающими" осетиноязычность алан.
Как известно, древние историки неоднократно отмечали полное сходство в языке и одежде алан и скифов. Кроме того, по сообщению древних, аланы - это одно из сарматских племен. Поскольку скифов и сарматов иранисты считают осетиноязычными, постольку, по их мнению, и аланы должны быть признаны безусловно осетиноязычными.
Как известно, теория об ираноязычности (или осетиноязыч ности) скифов, сарматов, алан не сложилась из объективных исследований, а создана целенаправленно путем тенденциозной этимологизации зафиксированных в источниках скифских и сарматских слов лишь при помощи индо-иранских языков. К этимологии таких слов иранистами упорно не допускались другие языки: ни тюркские, ни славянские, ни финно-угорские, ни монгольские, носители которых "не сошли с неба", а испокон веков жили на этих территориях.
Нам и многим другим ученым приходилось не раз дока зывать, что скифо-сарматские ключевые слова лучше этимологизируются при помощи тюркских языков. Существующие этимологии этих слов на основе иранских языков не убеди тельны, не имеют элементарной системы, а безусловно скифо-сарматские слова вообще не имеют иранской этимологии. Для наглядности перечислим некоторые ключевые скифо-сарматские слова.
Как известно, имя скифов впервые появляется в ассирийских документах середины VII в. до н.э. Страна скифов называется Ишкуза, скифскими царями были Ишпакай и Партатуа .
Слово ишкуза на иранской основе не объяснено, по-тюркски оно имеет несколько этимологии:
1) Ишке~эчке 'внутренний'; уз - тюркский этноним огузской части тюрков (огуз~ок-уз 'белые, благородные узы');
2) Ишке~эске - первая часть от слова скиф~скид~эске-де; слово эске в чистом виде, т.е. без аффикса, встречается как тюркский этноним. Слово скид (эске-ле) означает 'народ, смешанные с народом 'эске'. Слово эшкуза~эске-уз применяет ся в значении узы, т.е. относящиеся к народу 'эске'; одновременно оно является названием народа и страны;
3)Ишкуза состоит из частей иш-огуз~ где иш - это вариант слова ас - древнее название тюрков, огуз состоит из слов ак и уз и означает 'бeлыe, благородные узы', в свою очередь, уз также восходит к этнониму ас; огуз - этноним части тюрков.
Ишпакай Абаевым и Фасмером объясняется иранским слово aspa 'Лошадь'. Если предположить, что имя скифского кня зя взято от названия народа, то в словах Ишкуза и Ишпакай начальные иш - часть одного и того же слова. Тогда можно предположить, что в слове Ишпакай~Ишбага - иш 'ровня, друг' + баса 'воспитывает'; иш бага 'находит себе подобных, друзей'.
Партатуа иранской этимологии не имеет, по-тюркски пар-татуа~барды-туа~бар-лы-туа 'рождается для создания имущества, богатства'.
К ключевым словам, сохранившимся в греческих источниках, относятся прежде всего имена прародителей скифов:
Таргитай, Липоксай, Арпоксай, Колаксай - этнонимы скифов:
сак, скид, агадир (агафирс), гелон, сколот, сармат - скифские слова, этимологизированные еще Геродотом: эорпата, энареи, аримаспы; а также имена скифских богов: Табити, Папай, Ани и др. Все эти слова этимологизируются на основе тюрк ского языка .
По своим этнологическим особенностям скифы-сарматы, безусловно, являются древними тюркскими племенами. Имен но этнологическая близость скифов и тюрков отталкивает сторонников скифо-осетинской концепции от занятия скифскими этнологическими проблемами. Что касается скифо-тюркских этнологических параллелей, то на них обратили внимание еще первые, а также и последующие скифологи и пришли к за ключению, что "пережитки скифской культуры долго и упорно удерживались в культуре тюрко-монгольских (а в несколько меньшей мере - славянских и финно-угорских) народностей" . П.И.Каралькин также пришел к выводу, что царские скифы были предками тюркоязычных народов .
Этнологические особенности скифов и сарматов детально рассмотрены в книге И.М.Мизиева "История рядом". Он пере числяет здесь 15 скифо-тюркских (шире - алтайских) этно логических параллелей и заключает, что "все без исключения отмеченные детали скифо-алтайских параллелей почти без изменений находят ближайшие аналогии в культуре и быту многих средневековых кочевников евразийских степей: гуннов, половцев и др., почти полностью доживают до традиционной культуры тюрко-монгольских народов Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Кавказа и Алтая"


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru