Итак, мы можем констатировать, что самоназвание народа возникает в определенный исторический период в рамках этнического сознания общины, как выдающийся фактор ее этнической самоидентификации.
В своем становлении народ таулу вобрал различные тюркские и алано-дигорские этнокомпоненты, что отразилось в его танцах, музыке, сюжетах и мотивах нартского - эпоса, языческих и христианских персонажах, материальной и духовной культуре.
Позднее много песен, легенд и преданий старины, связанных с историей феодальной аристократической Кабарды и взаимоотношениями с ней, проникли в устную словесную художественно-поэтическую традицию балкаро-карачаевцев, что говорит о симбиозе и взаимообогащении культур, приведших к духовному обогащению многих поколений людей.
ПРИМЕЧАНИЯ
Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в.//Кавказский этнографический сборник. М., 1969. Т. 4. С. 55 - 56.
Ческов Я. В. О социальной мотивированности древних этнонимов // Этнонимы. М., 1970. С. 46.
Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990. С. 72.
Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961. С. 26.
Хизриев X. А. Историография походов Тимура на Северный Кавказ // Вопросы истории исторической науки Северного Кавказа и Дона. Грозный, 1985. Вып. 3. С. 198 - 199.
Архив КБИГИ, фольк. фонд, ед. хр. 13, д. 6.
Никонов В. А. Этнонимия // Этнонимы. М., 1970. С. 19.
Сикалиев А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994.- С. 28, 30.
Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983. С. 106.
Архив КБИГИ, фольк. фонд, ед. хр. 13, д. 6.
Гутнов Ф. X. Бадель генеалогических преданий осетин // Проблемы исторической этнографии осетин. Орджоникидзе, 1988. С. 55.
Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Нальчик, 1991. С. 31.
Русско-осетинские отношения в XVIII в. Орджоникидзе, 1976. Т. 1. С. 37.
Очерки истории балкарского народа. С. 41.
Алборов В. А. Некоторые вопросы осетинской филологии. Орджоникидзе, 1979. С. 185.
Магомедов А. X. Осетия и осетины. Владикавказ; СПб., 1994. С. 112.
Архив КБИГИ, фольк. фонд, ед. хр. 13, д. 6.
Там же.
Кудашев В. Н. Указ. соч. С. 156 - 157.
Лайпанов X. О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957. С. 10.
Кудашев В. Н. Указ. соч. С. 157.
Гаримва Ф. Г. Татарская гидронимия // Вопросы этногенеза татарского народа по данным гидронимии. Казань, 1998. С. 571.
Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 299 - 300.
Батчаев В. М. "Мы пришли из Маджар": факт или вымысел? // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск, 1988. С. 160 - 177.
Там же. С.172.
Закиев М. 3. О мытарях и мадьярах // Татария. Казань, 1987. С. 283.
Мухамедова Р. Г. К проблеме этногенеза татар-мишарей // Там же. С. 250.
Ногмов Ш. История адыхейского народа. Нальчик, 1982. С. 43.
Кудашев В. Н. Указ соч. С. 31.
Думанов X. М. Ногмов о происхождении балкарцев // Этнографический сборник. Нальчик, 1984. С. 95.
Кабардино-русские отношения в XVI - XVIII вв. М,, 1957. Т. 1. С. 120.
Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1720 по 1802 г. СПб., 1869. Т. 2. С. 205.
Документы по истории Балкарии. Нальчик, 1959. С. 22 - 39.
Там же. С. 41 - 43.
Там же. С. 50.
Батчаев В. М. Болгар и Балкар: К вопросу о взаимосвязи этнонимов // Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1992. С. 141 - 151.
Абаев М. Общественно-политические взгляды / Сост. X. И. Хутуев и К. Г. Азаматов. Нальчик, 1980. С. 93 - 94.
Батчаев В. М. Болгар и Балкар... С. 149.
История народов Северного Кавказа. М., 1988. Т. 1.
Там же. С. 370.
Там же. С. 238.
Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 87.
Лавров Л. И. Указ. соч. С. 78.
Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 - 1808 гг.//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. (Далее: АБКИЕА). Нальчик, 1974. С. 244.
Лавров Л. И. Указ. соч. С. 78.
Гюльденштедт И.-А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа // АБКИЕА. С. 206 - 207.
Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. С. 421.
Там же. С. 429.
Далгат Б. Поездка к Чегемским ледникам (Центральный Кавказ) // Казбек. № 29. Владикавказ, 1896.
Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф. Ф. Тарнау / Сост. Б. М. Керефов, Р. У. Туганов. Нальчик, 1999. С. 483.
Ципинов А. А. К проблеме заселения кабардинцами современной территории: Фольклор и действительность // Народы Северного Кавказа: вопросы истории и историографии/Матер, конф., посвящ. 70-летию Т. X. Кумыкова. Нальчик, 1998. С. 82.
Волкова Н. Г. Указ. соч. С. 99.
Мартынов А. И. Археология СССР. М., 1973. С 213, 217
Клапрот Г.-Ю. Указ. соч. С. 279
Гутнов Ф. X. Указ. соч. С. 53
Там же. С. 57.
Архив КБИГИ, фольк. фонд, ед. хр. 13, д 6
Там же.
Там же.
Мечиев Кязим. Стихотворения и поэиы. Нальчик, 1969, т.1. С.338. (На балк. яз).
Семенланы. Азрет. Тау бла таулу. Черкесск, 1961.
Лайпанланы Хамид. Таулуну тангы. Черкесск, 1978.
Хорошая статья да?
А вот это мето отражает в виде народной легенды, мифа историю этногенеза карачаевцев и балкарцев.
На поляне Хорбадын Къулакъ, что располагается на солнечной стороне Верхней Балкарии, находился некогда дом-крепость Малкара. Развалины его говорят о том, что длина его составляла 12 м, ширина - 6, а этажей было 3. В нескольких метрах от него находились игровые площадки, сад, помещение для хранения оружия и т. д. Замок феодала со всех сторон был окружен высокими стенами. Из девяти сыновей Малкара семеро были женаты и имели детей. Поздно ночью с десятками людей, по поручению Басиата, на этот замок напал Мысака и перебил всех мужчин, в том числе и детей. На защиту Малкара и его детей сразу же выступила охрана и многие жители аулов Зылгы и Кюнлюм, но находившиеся в засаде у речки Чайнашкы хорошо вооруженные люди, которые пришли из степей, легко их одолели, и в Большой Балкарии установилась власть Басиата и Мысаки.
Название поляны дигорско-тюркское. Здесь явно отражено то, что пришлые степняки-тюрки уничтожили дигорцев. Вернее, не всех конечно, иначе как объяснить дигорские легенды об исходе многих фамилий из Асии в современную Дигорию.