IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

09.08.2010

Предки Карачаевцев и Балкарцев 18

Вот еще интересный факт. То, что в карачаевском народе называли башней Къарчи в Архызе, на самом деле развалины раннехристианской часовни.

(Batraz @ Jul 11 2006, 11:50 AM) Вчера поискал на гумилевике и что-то не нашел, ну да ладно. Может он и правда так написал.



Заходишь в любой книжный магазин ,идешь в отдел истории и потрудись открыть книгу Л.Гумилева "ДРЕВНИЕ ТЮРКИ" на стр.11.

http://gumilevica.kulichki.net/OT/index.html

Вот его книга полностью.

Вот указатель этнонимов указанных в этой книге.
http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot37.htm
там нет вообще карачаевцев.
Про балкарцев только одна строчка

"Третьи сложились раньше, чем сами древние тюрки, например балкарцы и чуваши".
Причем здесь имелись ввиду тюрки как этнос в тюркском каганате. Это 6-7 век. Явно Гумилев ошибался.

Вот еще интересный факт. То, что в карачаевском народе называли башней Къарчи в Архызе, на самом деле развалины раннехристианской часовни.
Ваша правда, уважаемый Batraz.
Первое упоминание о закубанских храмах принадлежит немцу Я. Рейнеггсу, побывавшему в этом районе во второй половине XVIII в. Он описал развалины монастыря на Зеленчуке и два каменных храма за Кубанью. Ему удалось достать две книги из этих церквей. Одна из книг была на славянском языке.
В 1802 году майор Потемкин составил описание трех храмов на Б. Зеленчуке. Он первым зарисовал обнаруженный им знаменитый крест с греческой надписью, датированной 1013 г.
В 1829 году, снаряжается первая российская экспедиция. Ее организатор, генерал Эмануэль, изучив отчет Бернардацци, начинает думать о возможности открытия храмов в верховьях Кубани. Он первым доносит министру внутренних дел графу Закревскому о хорошей сохранности церквей, полагая необходимым восстановить одну из них, построив для ее защиты военное укрепление. "Военные и гражданские чины могли бы пользоваться этой церковью, - писал Эмануэль, - а при восстановлении богослужения и абазинцы, как бывшие христиане, обратились бы в православие, а со временем и другие горские народы, почему он полагал бы устроить там монастырь и странноприимный дом"
В 1882 г. известный кубанский исследователь Е. Д. Фелицын составил археологическую карту Кубани, на которую он внес все известные к тому времени древние археологические памятники. Особенно много их обнаружил Фелицын в окрестностях станицы Сторожевой. По его мнению, сохранившиеся на Кубани остатки каменных башен, развалины колоний и древнего укрепления у Хумаринской крепости носят следы генуэзского происхождения.
Вместе с Фелицыным в 1892 г. в этом районе побывал археолог
Г. Куликовский. Он разыскал в ущелье реки Б. Зеленчук, в урочище Старое Жилище знаменитую надмогильную плиту с аланской надписью, впервые обнаруженную В. Струковым в 1888 г. и расшифрованную затем ученым В. Ф. Миллером.
Другой крупный археолог - Сысоев - делает в 1895 году подробное описание уже всех древних храмов региона. Сентинский храм он относит к центральному поселению всей округи. На основании византийского стиля его архитектуры В. Сысоев делает вывод, что он сооружен в Х - XI веках. В районе Сентинского храма Сысоев нашел развалины двух небольших христианских часовен. Одна находилась на горе Кала-Сырты, другая же стояла на вершине соседней горы и была разобрана местными жителями на устройство кошей - загонов для скота. В стенах одной из них был обнаружен большой камень с высеченным изображением креста.
Сысоев неоднократно бывал здесь и в последующие годы, обнаружив вместе с краеведом А. Дьячковым-Тарасовым остатки часовни на плоскогорье Индыш-Баши. Сысоев составил детальный обзор всех археологических памятников по течению рек Теберды и Кубани. Он первым подвел итоги археологических обследований в этом районе.
Дьячков-Тарасов, оставив подробное описание Сентинского храма и определяя время его возникновения IX - Х веками, пытался установить и путь, по которому христианство распространялось по Северному Кавказу.
Надо сказать, что у Сентинского храма в 1897 г. был уже основан Спасо-Преображенский монастырь, а Хумаринский храм обращен в 1895 г. в Георгиевский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Автор полагает, что этот район, населенный предками осетин, находился под грузинским влиянием, ссылаясь на то, что царевич Вахушт упоминает Хумаринский храм в числе церквей, подчиненных католикосу Западной Грузии. По мнению Дьячкова-Тарасова, Хумара была резиденцией епископа. Тебердинская же долина служила в те времена оживленным торговым путем из района нынешнего г. Сухуми в землю алан и адыгов.
"Здесь, - пишет владыка Владимир в другой книге, - на узкой, но длинной прибрежной междугорной равнине, на протяжении нескольких верст - развалины древних зданий со следами крепостных рвов и стен. Около этих развалин в разных местах несколько кладбищ, с фундаментами часовен или маленьких церквей (пароклисы) и среди развалин высятся три древнейших храма греческих, некогда внутри украшенных сплошной стенной иконописью, ныне или уничтожившейся или едва сохранившей свои следы..."Дьячков-Тарасов А. К. Древние храмы в Кубанской области и Черноморской губернии//Весь Кавказ. Тифлис, 1903.

"Храмы, несомненно, чисто греческого происхождения, что доказывает стиль построек и сохранившиеся надписи, - пишет Успенский. - Но грекам ли принадлежат эти храмы и могилы?"
В своей работе Успенский высказывает предположение, что "эти христианские памятники существуют ранее Х века и всего скорее со времен Юстиниана (527 - 565 гг. от Р. X.)".
Другой исследователь, Б. В. Скитский, писал о Зеленчукских храмах: "Сооружены они в византийском стиле, походя по формам и размерам на храмы соседней Абхазии. В реставрированном храме в алтаре была архиерейская кафедра, а сбоку сиденье для священников - видимо, этот храм был Кафедральным Собором Аланской митрополии. Храмы сделаны из прочного тесаного камня и кирпича. Внутри храмы были расписаны фресками, большая часть коих погибла. Совершенство архитектурных форм храмов и росписей, наличие следов большого города говорит, что здесь был центр Аланской державы. В пользу этого говорит и удобное географическое положение - на дороге через Клухорский перевал в Абхазию, а по Б. Зеленчуку и Лабе к устью Кубани".
Здесь я воспользовался цитатами из книги Высокопреосвященного Гедеона (Докукина), митрополита Ставропольского и Бакинского
"История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России".


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru