этнографической науке большое место занимает так называемый ретроспективный метод анализа источников традиционной народной культуры. Взгляд на историческое прошлое через специфические черты современной культуры действительно дает важные исторические сведения.
Применяя этот метод для определения возможных истоков традиционной культуры тюркских народов, мы обнаруживаем, что для многих из них особенно характерны такие ведущие черты материальной и духовной культуры, как:
захоронение умерших в курганах, деревянных срубах и колодах;
сопровождение покойников жертвенными конями;
употребление в пищу конины, кумыса, айрана и т. п.;
проживание в войлочных шатрах (юртах), изготовление войлочных изделий (предметов одежды, быта убранства и т. п.);
ведение подвижного (кочевого) образа жизни с разведением преимущественно мелкого скота, лошадей и т. п.
Приступая к поиску хронологических и географических истоков этих специфических особенностей, не трудно убедиться в том, что на Алтае, который принято считать древней родиной тюркских народов, для этих истоков нет ни археологических, ни иных признаков. Сочетание всех имеющихся научных факторов приводит к выводу, что древнюю прародину тюркских народов и их культуры надо искать в других регионах. Таким регионом оказывается междуречье Волги и Урала (Итиля и Джаика или Яика). Здесь на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. зародилась так называемая курганная или ямная археологическая культура, в которой сочетаются все перечисленные специфические особенности культуры тюркских народов. Надо отметить, что эти черты не характерны для культуры ни одного из индоевропейских народов — ни в древности, ни в настоящее время. А этот факт имеет большое и принципиальное научное значение при изучении историко-культурного наследия тюркских народов, в т. ч. и карачаево-балкарского народа.
последней трети III тыс. до н. э. курганы начинают проникать с Северного на Южный Кавказ через Дербентский проход (Дагестан) и Краснодарский край. Такой путь продвижения наглядно можно проследить через курганы у ст. Новотитаревской и у сел. Утамыш в Дагестане. Археологи Закавказья единодушны в том, что курганная культура здесь появляется внезапно, каюк совершенно чуждая для местных племен. Эти памятники известны во многих районах Закавказья, но наиболее ранние расположены у с. Бедени в Грузии, это и курганы Уч-тёпе в Азербайджане и др.
Отсюда — далее на юг — курганная культура достигает берегов озера Урмия в Передней Азии.
На территории Закавказья, Передней и Малой Азии древние ямники-овцеводы впервые сталкиваются с оседло-земледельческими племенами. Происходит закономерный симбиоз двух культур и смешивание различных этнокультурных течений. В результате этого симбиоза формируется новая оседло-земледельческая и скотоводческая этническая общность, сочетающая оба вида экономического уклада.
Этот симбиоз на территории древней Месопотамии, (современный Ирак) дает огромный толчок в формировании известной всему миру цивилизации Шумеров (сомаров, суваров). Между носителями майкопской культуры Северного Кавказа и древними шумерами (суварами, сомарами) складываются самые тесные культурно-экономические связи, проявляющиеся в том, что в городах Шумера и майкопских курганах неоднократно обнаруживались уникальные аналогичные предметы вооружения, украшений и т. п. Важно отметить, что эти предметы встречаются в городах Шумера и северокавказских майкопских курганах, но почти не встречаются в памятниках на пространстве между ними ни в Закавказье, ни в других районах Северного Кавказа. Взаимные контакты между майкопцами и шумерами носили характер отношений между давно оторвавшейся частью древних пратюркских племен с их прародиной на Северном Кавказе и прилегающих степях Евразии. Создается впечатление, что эти связи носили транзитный характер, вероятно, объясняющийся близостью их традиций и культур.
Есть множество подтверждений тому, что древние шумерийцы были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен. Поэтому в их языке так много тюркских слов, о чем писали многие ученые прошлого века и сегодняшних дней.
ШУМЕРО-КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СХОЖДЕНИЯ
Анализ древних шумерских клинописных текстов, проведенный многими учеными, свидетельствует о том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в т. ч. и карачаево-балкарские слова, а порой и целые фразы. Например, в песне о Гильгамеше (Бильгамеше) встречается балкарская фраза “Союм
этейик”, т. е. “Совершим заклание”, “Принесем жертву”. Или же в надписи, посвященной божеству Гудею (удивительно напоминающее “Кудай” — “бог” — каз. яз.), на его памятнике XXIV века до н. э. можно прочесть карачаево-балкарское слово “занымдагыннан”, т. е. “От того, кто рядом”. Таких уникальных совпадений множество. Остановимся на нескольких лексических схождениях:
Шумерские слова
Карачаево-балкарские слова
Аз — мало
Аз — мало
Абаме — старейшина
Аппа — дед, аба — бабушка
Баба — предок
Баба — предок
Габа — грудь
Габара — телогрейка, бюстгальтер
Даим — постоянно
Дайым — постоянно
Ме — я
Мен — я
Му — он
Бу — этот, он
Не — что
Не — что
Ру — забивать
Ур — забивать
Ер — воин
Эр — мужчина
Ту — родить
Туу — родить
Туд — родился
Тууду — родился
Ед — выходи
Ёт — проходи
Чар — круг
Чарх — колесо
Гуруваш — слуга
Карауаш — служанка, рабыня
Гаг — всаживать
Къакь — всаживать
Сиг — удар
Сокь — бить
Уш — три
Юч — три
Уд — огонь
От — огонь
Узук — длинный
Узун — длинный
Туш — опуститься, сесть
Тюш — опуститься
Ешик — дверь
Эшик — дверь
Аур — тяжесть
Ауур — тяжесть
Жау — враг
Жау — враг
Жер — место, земля
Жер — место, земля
Егеч — сестра
Эгеч — сестра
Ор — жать
Ор — жать (урожай)
Кал — оставаться
Къал — оставаться
Кыз — девушка
Къыз — девушка
Куш — птица
Къуш — птица
Уат — разбивать
Уат — разбивать
Жарык — светло
Жарыкь — светло
Жаз — писать
Жаз — писать
Жюн — шерсть
Жюн — шерсть
Жол — дорога
Жол — дорога
Жыр — песня
Жыр — песня
Жарым — половина
Жарым — половина
Чолпан — звезда
Чолпан — звезда (Венера)
Чибин — муха
Чибин — муха
Ирик — валух
Ирик — валух
Кур — создавать
Къур — сооружать
Кюре — грести
Кюре — грести
Кору — стеречь
Къоруу — стеречь
Кадау — запор
Къадау — запор
Кан — кровь
Къан — кровь
Сан — число
Сан — число, сана — считать
Икки — два
Эки — два
Буз — ломать
Буз — ломать
Юз — рвать
Юз — рвать
Сюз — цедить
Сюз — цедить
Ез — сам
Ёз — сам
Алты — шесть
Алты — шесть
Ел — смерть
Ёл — умирать
Ул — род
Ул — сын, потомок
Сен — ты
Сен — ты
Таких совпадений очень много, более 4-х сотен. И приведенных схождений вполне достаточно, чтобы убедиться в родстве шумерского и карачаево-балкарского языков.
Имеющиеся в нашем распоряжении научные данные говорят о том, что расселение древних ямников-пратюрков — это распад древней тюркской общности, представленной первоначально ямно-афанасьевской этнокультурной общностью. Этот распад по хронологии совпадает с распадом древней индоевропейской общности. Взаимные столкновения в результате этих процессов и обуславливают обнаружение массы взаимопроникавших языковых схождений между тюркскими и индоевропейскими языками. Этот период истории мы склонны считать первым этапом в истории формирования карачаево-балкарского народа, протекавшим более 5000 лет тому назад на территории Северного Кавказа.
СКИФО-САРМАТЫ — ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
НАСЛЕДНИКИ ЯМНОЙ КУЛЬТУРЫ
Археологическая наука давно установила, что наследницей ямной культуры в южнорусских степях была так называемая срубная культура, получившая свое название от погребального деревянного сруба под курганной насыпью. В степях Средней Азии и Минусинской котловине родственная ямной афанасьевская культура была сменена этнически однородной с нею так называемой андроновской культурой. Таким образом, еще в ямно-афанасьевское и срубно-андроновское время наблюдается разделение древней тюркской культурной общности на восточную и западную группы.
Наследниками ямной и срубной культур были скифо-сарматы, а афанасьевской — вероятно, массагеты, считающиеся прямыми предками современных туркмен.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СКИФИИ
С именем скифов связаны почти пять веков истории Восточной Европы, Передней Азии, Кавказа, Южной Сибири и других регионов. Это время совпадает с образованием античных государств Греции, сыгравших огромную роль в формировании европейской цивилизации. Скифия была тесно связана с Грецией и окружавшим ее миром. Скифская держава, включавшая не только степи Северного Причерноморья и Крым, Северный Кавказ и Приуралье, но и племена, населявшие лесостепную область, явилась звеном культурных и торговых связей между Передней Азией, Средней Азией и Европой. Скифия очень тесно была связана с греческими городами Причерноморья и провинциями раннего римского периода. Скифское государство, втягивая окрестные племена в культурно-экономические связи, содействовало одновременно и развитию общественных отношений и росту культуры этих племен. Своими военными походами скифы способствовали развитию военной демократии, укреплению патриархальной племенной аристократии. (Рис. 4–5)(Стр. 21-25.)
ДРЕВНИЕ АВТОРЫ О СКИФАХ И САРМАТАХ
Основными письменными источниками о скифах и сарматах являются античные авторы. Ведущее место среди них занимают Геродот, Гиппократ, Страбон, Птоломей и др. Скифы являются одним их первых народов, отмеченных письменными документами древнегреческих авторов. Все они, начиная с Гесиода и Эсхила, называют скифов и сармат “доителями кобылиц”, “пьющими кумыс”, “конеядами” и т. д. По их словам, эти народы ведут кочевой образ жизни, живут в войлочных шатрах — юртах — на повозках вместе с детьми и бытовой кладью.
Среди скифов в плодородных дельтах и долинах рек выделялись скифы-пахари, однако, ведущее место занимали скифы-кочевники, или так называемые “царские скифы”, представляющие собой особый социальный слой среди разновидностей племен, объединенных общим названием “скифы”.
Описывая территорию расселения, границы и реки Скифии, их соседей, военные походы скифов и т. д., ни один из древних авторов ничего не сказал об их языковой принадлежности. Так что о языке скифов мы можем судить только по сохранившимся отдельным личным именам и терминам, по названиям местностей и рек.
СКИФСКИЕ ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ ОБ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ
По словам Геродота (484–425 гг. до н. э.), скифы считали, что они произошли в пустынной земле от первого человека по имени ТАРГИТАЙ, родителями которого были дочь реки Днепр (Борисфен) и скифский бог грома, соответствующий греческому Зевсу. У Таргитая родились три сына: Липоксай, Арпаксай и Колаксай. От первого произошли скифы-авхаты, от второго — катиары, а от третьего — скифы-паралаты. Общее же название их было СКОЛОТЫ. Отметим сразу же, что все эти имена носят явный тюркский характер и легко объясняются из карачаево-балкарского языка и других тюркских наречий и диалектов. А слово “сколоты”, безусловно искаженное эллинами, первоначально на языке самих скифов звучал как СХЫЛТЫ, что на карачаево-балкарском означает социальную верхушку общества. Ведь эти три племени вели свое происхождение от прародителя всех скифов — Таргитая.
Геродот слышал и другое предание или легенду, — что скифы происходят от брака Геракла с полудевой, полузмеей, у которой верхняя часть тела была женской, а нижняя — змеиной.
Однако, Геродот продолжает описание происхождения скифов: “Есть, впрочем, и иной рассказ, которому сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийские земли. Действительно, страна, занимаемая теперь скифами (т. е. Причерноморские степи — авт.), первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам”. Здесь надо сказать о том, что древние авторы Араксом называли не только современный Аракс, и не столько эту реку, сколько Сыр-Дарью. Следовательно, скифы могли быть теснимы массагетами из степи Приаралья, где когда-то зарождалась древнейшая пратюркская культура.