IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

23.07.2010

Интервью с Трибунусом 45

Триб, хто тебе милее:
Маркс
Энгельс
Троцкий
Ленин

(beetle @ Oct 15 2007, 09:15 PM) Триб, хто тебе милее:
Маркс
Энгельс
Троцкий
Ленин

Энгельс
http://pluralizm.ru/index.php?go=News&in=view&id=30

без ссылок получается
до "Осознание" - описание
после оценка

6. Материалистическая диалектика - претензия на универсальную модель развития

Материалистическая диалектика – является, по сути, концепцией универсального эволюционизма и упоминается в данной работе по причине претензии на связь с наукой - провозглашения себя общенаучной методологией. Самим предметом диалектики является развитие, которому она предписывает универсальные законы. Возникая как результат переноса этих законов из сферы идеального (диалектика Гегеля) на материю, марксистская диалектика именно конкретным наукам предписывает конкретизацию проявлений этих законов. В целом видится, что, по сути, мы имеем дело с полноценной концепцией универсального эволюционизма, объединившей под знаменем эволюции («понятие эволюции отождествляется с понятием «развитие»» ) все науки, что полностью совпадает с наиболее смелыми надеждами оптимистов от универсального эволюционизма. Однако это лишь декларативная часть, тогда как соответствие заявленному материалистической диалектикой сомнительно, если не говорить откровеннее.
Собственно, взаимоотношения марксисткой диалектики с наукой выглядят следующим образом: основываясь на выявленных наукой конкретных явлениях , обобщенных в универсальные законы диалектики, последняя дает науке установку на их конкретизацию, т.е., предварительно снабжает исследователя схемой изучения объекта. Универсальными законами развития материи, обязательно наличествующими в любом акте развития (а поскольку любое явление есть результат развития, они выявляются при изучении любого феномена) выступают следующие три: «перехода количественных изменений в качественные», «единства и борьбы противоположностей», «отрицания отрицания».
Закон перехода количественных изменений в качественные делит эволюцию на 2-е части – количественных и качественных изменений. Непосредственно эволюционным шагом, «прекращением существования данного предмета, превращением его в иной предмет» является качественное изменение – изменение качества. Качество есть внутренняя определенность предмета, «отличающая его от других предметов» - «Благодаря качеству предмет есть то, что он есть» . Понятием количественного изменения диалектикой объясняется механизм эволюционной смены качества. Количественные изменения, выступающие как развитие свойств предмета («величины, объема, числа, скорости движения, интенсивности цвета и т.д.» ), характеризуются в диалектике как необходимо приводящие при достижении некой точки своего наращивания к изменениям качественным. Т.е., причиной каждого качественного изменения является достижение количественными изменениями (в объекте качественного изменения) определенного порога, за которым сохранение предыдущего качества невозможно. Диапазон количественных изменений, вне которого находится иное качество, обозначается понятием «мера»; всякий предмет, т.о., как определенное качество имеет собственную меру.
Качественные изменения определяются также в терминах «скачка» и «революции». «Всякое качественное изменение осуществляется в форме скачка» - «скачок» здесь фиксирует резкость последствий выхода количественных изменений за пределы меры (одномоментность смены качества). Понятием «революции» качественные изменения отделяются от количественных обозначаемых «эволюцией» (во 2-ом значении ). Развитие, т.о., есть «единство эволюционной и революционной форм» .
Закон единства и борьбы противоположностей устанавливает «источником, движущей силой развития» борьбу противоположностей, заключенных в каждом «предмете, явлении окружающего нас мира» - «каждый из них есть единство противоположностей» . Противоположности необходимо перерастают в противоречия, разрешение которых («когда противоположности уже не могут существовать в единстве» ) и есть момент развития – смены качества.
В некоторой части данное диалектическое утверждение совпадает с заявленным в данной работе принципом адаптации (раздел 1.1.1.) – в части установления источником развития противоречия. Однако если в 1-ом случае утверждаются индивидуальные противоречия «КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО» (по крайней мере) качества, то принципом адаптации устанавливается одно универсальное противоречие лежащее в основании движения - противоречие между средой и конкретным вариантом взаимодействия объекта с ней, не являющегося оптимальным («Все происходит через борьбу» ). Стремление к оптимальному варианту – содержание движения. Содержание диалектического понятия меры, можно так же интерпретировать в качестве диапазона давления среды.
Закон отрицания отрицания описывает разрешение противоречий – «отрицание отрицания есть закономерное следствие разрешения борьбы противоположностей». «Борьба противоположностей завершается победой одной противоположности над другой, что также означает отрицание одного и утверждение другого.» При том «Старое… в своем движении, порождающем новое, не просто отбрасывается, а "снимается" новым. Философское понятие снятие означает одновременно отрицание и сохранение, отрицание предыдущего состояния и сохранение в новом всего положительного, что достигнуто предыдущим развитием.» Двойное отрицание в результате дает утверждение, «т.е. воспроизводит на новой, высшей основе отдельные черты исходного момента развития» . Осознание сомнительности универсальности последнего закона происходит уже в самой цитируемой работе – высказываются утверждения прямо противоречащие сделанным ранее в ней же: «Было бы, однако, неправильно рассматривать "троичность" как некую априорную схему, которую нужно навязывать всем процессам. Развитие какого-нибудь предмета может проходить и часто проходит не обязательно три, а больше или меньше ступеней. В одних процессах явственно наблюдается возврат на новой, высшей основе к исходной форме, в других процессах это происходит менее явственно, лишь отчасти.»
Подобными оговорками снабжается и описание закона единства и борьбы противоположностей: специально для человеческого общества выделяются антагонистические и неантагонистические противоречия, при том что последние, характеризуемые как противоречия, «имеющие общее в главном, коренном», обнаруживаются лишь в социалистическом обществе и являются «специфической формой проявления и действия общего диалектического закона» . Диалектическая мысль, действительно, увязает в многочисленных оговорках .
Помимо сомнительных оговорок интерес вызывает соответствие сказанного действительности и здравому смыслу. Прежде всего видится, что диалектика именно что навязывает свои законы действительности, весьма при том сомнительным образом: «Только склонностью к метафорам и неопределенности можно объяснить, скажем, утверждение, что положительное и отрицательное электричество противоречат друг другу» . Ровно как и следующие: математические + и –, чувственное и рациональное, город и деревня. Ситуация усугубляется тем фактом, что данные противоречия каким-то образом должны «разрешаться», «сниматься», «впитывая в себя достигнутое ранее и делая его основой для дальнейшего движения». Говорящи попытки, очевидно, конкретно научных объяснений типа «отрицание почки цветком, а цветка плодом» (тоже, кстати, сомнительной продуктивности для биологии противоречия). Каким образом снимается (во всей полноте этого понятия) противоречие «в национально-освободительной войне какой-нибудь страны против внешнего врага» ??
Зачастую уровень абстракции достигает непревосходимой высоты: только признанием колоссального значения «противоречия старого и нового» можно объяснить следующее схватывание диалектической сущности биологической эволюции: «Растения и животные приспособляются к изменяющимся условиям их существования, у них возникают новые свойства, которые вступают в противоречие со старой наследственностью, происходит "борьба" между изменчивостью и наследственностью, завершающаяся изменением старой наследственности, возникновением нового органического вида.» Примечательно «противоречие отмирающего и нарождающегося». В целом «диалектика, стремящаяся стать более реалистичной, размывает контуры противоречия, делает его неотличимым от различия, противоречие буквально тонет в многочисленных связях и опосредствованиях. Сходные проблемы возникают при обращении к закону отрицания отрицания.» Сама научная практика никак не свидетельствует в пользу диалектического метода.


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru