IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

18.07.2010

Шуша 2

ШУШИ - ПРАВДА ИСТОРИИ И ВЫМЫСЕЛ КОЧЕВНИКОВ


Вот уже более 15 лет азербайджанские СМИ постоянно трубят о потере Шуши. Азербайджанское информагентство Dаy. Аz методично собирает статьи СМИ Азербайджана о Карабахе и Армении и распространяет их в специальных обзорах, снабжая комментариями в духе пантюркистской политики Турции и бакинских властей. Оставить этот поток лжи без внимания невозможно. В Азербайджане принят искаженный вариант древнего армянского названия Шуши - Шуша. Это объяснимо, так как тюркоязычные племена, согласно Джеванширу или Адигезалбеку появившиеся в Нагорном Карабахе после 1764 года, приспособили название крепости к своей лексике, тем более что в итоге получилось "стекло". У кочевых племен изменение топонимики - один из способов присвоения чужих земель. Можно привести десятки тысяч подобных примеров на картах Ирана, исторической Армении, исторической Византии. Осев в центре Византии, тюркские племена, уничтожая многонациональное население, изменили и само название страны на имя главенствующего племени - турок. Таким же образом название северной области Ирана - Атрпатакан, что означало "страна огней", усилиями завоевателей арабов превратилось в "Азербайджан". Позднее кочевники из степей Средней Азии, сливаясь с народами древней Мидии и Персии, переняли чужеродное имя. А уже в 1918 году новосозданное государство исходя из политических соображений и под диктовку турецких политиков назвали Азербайджаном, хотя хорошо знали, что эта страна в древности называлось Араном и была частью исторической Армении. Так был переименован и древний Арцах в Карабах. А теперь Dаy. Аz сообщает миру, что это связано с названием тюркского племени, придумывая на ходу легенду о несуществующем племени. Азербайджанцы называют Шуши колыбелью азербайджанской культуры. Действительно, в соседстве с армянской культурой могла зарождаться и развиваться культура народа, формирующегося из различных кочевых племен. Наглядный пример - театр. Как пишет Фирдун Шушинский, первый спектакль в Шуши, поставленный во время летних каникул армянскими студентами из европейских университетов, состоялся в 1848 году. "В то время нa азербайджанском языке драматических произведений не было, - признается Фирдун, - потому и азербайджанских пьес не ставили". Добавим, что и азербайджанской литературы тогда еще не было. На армянские спектакли ходили и мусульмане-шииты. Много позже первые тюркоязычные спектакли начали ставить в армянском театре, а дети из знатных мусульманских родов, пока не было азербайджанских школ, ходили в армянские школы. Среди них, кстати, были и потомки аварского моллы Гаджи Могамеда - прибывший из Хунзаха Ибрагимхан с 12-летней женой Беку, дочерью предводителя аварцев Уммахана. Не случайно потомок аварского моллы суннитского толка знаменитый композитор Узеир Гаджибеков в своих произведениях с удовольствием использовал и армянские народные мелодии. От этого азербайджанская культура только выиграла. "Уже 15 лет, как мы потеряли Шушу", - горестно пишет бакинская пресса, умалчивая, что армяне свой родной Шуши потеряли 23 марта 1920 года в результате погромов, пожара и резни армянской части города отрядами турецких войск и исламским населением. Шуши всегда был на территории Нагорного Карабаха, хотя и временно в плену. И армяне освободили его 9 мая 1992 года. Азербайджанская сторона поражение в войне 1992-94гг. сваливает на министров обороны Таджедина Мехтиева и Рагима Газиева, конечно, не упоминая о причинах военного конфликта, о методичной антиармянской политике Наримана Нариманова, Мирджафара Багирова, Гейдара Алиева и их последователей, навязавших народу НКАО войну и потерпевших сокрушительное поражение. Современные азербайджанские ученые и политики признают существование городища Шуши только с 1752 года, когда по предложению армянского мелика Шахназаряна туда прибыл хорасанец Панах Али - разбойник с большой дороги (о чем говорят и азербайджанские авторы Адигезалбек и Джеваншир). Спасаясь от людей Надир-шаха, он оказался в Куро-араксинской долине. После гибели шаха в Персии господствовало безвластие, и хорасанец, накопив разбоями большое состояние, купил себе у управляющего Урмии ханский титул, то есть право управлять Карабахом. Он мечтал, чтобы древняя крепость называлась Панахабадом, но армянское население не признало чужого названия. Что касается подлинной истории Шуши, то впервые письменно крепость упоминается под названием Каркар (этот топоним сохранился в названии реки, омывающей основание Шушинского плато). Об этом пишет арабский географ Якут аль-Амави (1178-1229гг.) , ссылаясь на запись знаменитого арабского историка Ибн аль-Асири в "Географическом словаре" ("Китаб Муджум ал Булдан"). Он сообщает, что город Каркар был построен Хосровом Ануширваном для укрепления северных границ Сасанидской империи. Южный Кавказ тогда входил в состав Персии, и царь Ануширван, правящий в 531-596 годы, укреплял северные границы Персидской империи, в том числе и Дербент. О крепости Каркар упоминает также армянский историк Киракос Гандзакеци. Он пишет, что в 1256 году великий князь Хачена (Арцаха) Асан Джалалян, чтобы получить обратно свои владения, в том числе и крепости Каркар, Аканаберд и Джраберд, поехал в столицу монгольской империи Кара Корум к великому Мангухану. У древних армян слово "кар" (камень) означало также крепость. Каркар - это "крепость на камне". Например: Карвачар (искаженное - Келбаджар) состоит из слов "кар" (камень) и "вачар" (рынок) , что значит "рынок в крепости". Согласно армянским летописцам, Шуши XV века был одним из культурных центров Арцаха. Там создавались рукописные Евангелия, два из которых хранятся в ереванском Матенадаране. В одном писец Тер-Мануел в 1428г. в памятной записи впервые упоминает имя населенного пункта Шуши, где под сенью церкви Сурб Аствацацин было создано Евангелие. Еще одно шушинское Евангелие написано 150 лет спустя. Но вернемся к мусульманским источникам. О 8-дневной битве в Шуши в июне 1726 года между османской 40-тысячной армией Мустафа-паши и отрядами шушинского сгнаха в книге "Тари Челебизаде" пишет турецкий летописец Исмаил Асым Челеби: "Военачальник сгнаха армянин Аван пушками, винтовками, с тысячью всадниками укрепился на сгнахе Шуши. Победоносная армия пришла в деревню Шуши и пушками до вечера бомбила Армянский Сгнах" ("Турецкие источники об Армении, армянах и других народах Закавказья", Ереван, 1973, стр. 159). Далее турецкий хроник пишет, что турки убили 400 армян и из-за зимы отступили в Гянджу. Но Католикос Гандзасарский Асан Джалалян подтверждает, что турки потеряли 800 человек с военачальниками Кырхчешме и Енгичар и, потерпев неудачу, командующий османской армией Мустафа-паша "удрал в один день". Другой турецкий историк XVII века, Кятиба Челеби, в "Джихан нюма" (Ереван, 1973, стр. 93, также И. Ю. Крачковский - Изб. соч. , стр. 306) писал: "Шарнеши (ирано-арабский автор Аш-Шариши, умер в 1222 г.) в "Макамате" сказал, что "Армения состоит из трех частей: первая из них - Дебил, Каликала, Хлат и Шемисат, вторая - Барда, Байлакан, третья - Нахиджеван". Хотелось бы посоветовать нашим соседям внимательно изучить этих и других авторов и вообще уважать историю, а не искажать ее. В дополнение к процитированным источникам замечу, что фондом "Шуши" на территории крепости и плато были проведены раскопки могил раннебронзового периода. Трехтысячелетние могилы были характерны для солнцепоклонников, а найденные там предметы были исключительно образцами культуры Армении. Найти что-либо, родственное культуре обитателей тюркоязычных племен, не удалось. Что и понятно, так как первые турки появились здесь лишь после захватнических походов монголов. Как известно, бакинские историки любят писать о тысячелетней азербайджанской культуре и истории на территории севернее Аракса. Так пусть покажут хотя бы один источник, доказывающий существование Азербайджана севернее реки Аракс до 1918 года. Нет такого. И нечего лить слезы о том, что вам не принадлежало. . . . . . Как скоро наступит мир и каким он окажется, зависит не только от нас, но и от здравого смысла соседей, которые должны прежде всего перестать отравлять сознание своих граждан, фальсифицируя историю и нагнетая ненависть к армянам.
Бакур КАРАПЕТЯН


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru