IrinaDubcova.com.ru - Сайт имени Ирины Дубцовой
  Сайт имени Ирины Дубцовой  
 
 

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА

ГАЛЕРЕЯ

СЮРПРИЗ

      
 
 

 
 
 


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
на сайт имени Иры Дубцовой,
победительницы проекта "Фабрика Звезд 4"!
 

 

06.04.2011

Аварцы Азербайджана 181

друг, тебе не кажется, что обращется к этим людям, глупо, т.к. уже почти год, нет на форуме, это посты ОЧЕНь старые...

(Огъары Учкулан @ Dec 11 2007, 01:07 AM) друг, тебе не кажется, что обращется к этим людям, глупо, т.к. уже почти год, нет на форуме, это посты ОЧЕНь старые...
Ты забыл поздороваться. Глупец тот, кто считает что посты в форумах пишут исключительно чтоб на них ответили. Форум читают и не зарегистированные юзеры, я просто ответил на ключевые моменты, чтоб у юзеров не возникли ложные иллюзии.... След.раз прежде чем постить объязательно обращусь к тебе за советом

(Avarets @ Dec 10 2007, 09:49 PM) (гоша @ Feb 5 2007, 01:05 PM) салам-----как расказывают сами аварские аксакалы---авары в царское время и до него жили и имели две дома один из дамов находился в горных аулах--а другой дом находился в равниных и предгорных сёлах----зимой они жили в равниных и предгорных сёлах а летом жили в горных аулах---так происходило до возникновение СССР--после него многие аварцы стали жить только в равниных и предгорных сёлах южного части предгории кавказких гор---шас их в азербайчане больше 50 тысяч

Законы Голодинского эля
(Джаро-Белоканы)
в записи Морица Коцебу
(1826 г.)

Немец по национальности Мориц Коцебу, будучи на службе в российской императорской армии, посетил в 1826 году, джаро-белоканскую территорию с разведывательными целями, находясь тогда в чине полковника. По результатам этой своей акции составил М. Коцебу обстоятельную записку под названием «Сведения о Джарских владениях», которая хранится ныне в ЦГВИА.
Текст
1. «За воровство наказывают телесно, с возвращением впятеро ценности украденной вещи и предмета».
2. «За смертоубийство наказывают смертью же, если жалоба дойдет до вышнего суда; но обыкновенно родственники убитого в таком случае сами управляются, что законами и дозволено».
3. «Люди, найденные в неоднократных преступлениях, наказываются совершенно изгнанием: дома их разоряются, сад вырубается и поле выжигается».
4. Все аварские, татарские-азербайджанские и ингилойские селения «управляются старшинами», которые «назначаются и отрешаются по большинству голосов». У старшин этих «главные обязанности состоят в разбирательстве споров и смотрении за порядком». При этом «воровство наказывается самими старшинами, но смертоубийство передается на рассмотрение и решение высшего» суда.
5. В пяти «обществах» Джаро-Белоканской республики имеющих «равные права» - это Джарское «общество» (сел. Джар и сел. Гугам), Белоканское (сел. Белоканы, сел. Цалбан и сел. «Цандрисхеви»), Тальское (сел. Тала и Кыргыл // Гогъул) Мухахское (сел. Мухах и сел. Чардахлар) и Джинихское, - «достоинство старшины есть значительное и переходящее из рода в род, то есть наследственное».
6. В пределах Джарской республики в тексте: «Чарские владения») имелись тогда, по указанию М. Коцебу, еще и другие аварские селения, «не принадлежащая никаким обществам и не имеющая подвластных оным деревень» - ни татарских, ни ингилойских. Это были Катех, Мацех, Мамрух и другие, которые «прибегают каждое под защиту к одному из близлежащих обществ и участвуют с оными... в разделе» военной добычи, в случае обретения ее.
В «каждом селении», входящим в состав перечисленных выше пяти обществ «избирается ежегодно один старшина, разумеется, из фамилий, имеющих на то право наследственное». Что же касается конкретных фамилий, имеющих названное право - на наследственное занятие старшинской должности, то они были в начале XIX в. следующие:
а) в Джарском «обществе» - Чапаровы (Чапарал), Нухиевы (Нуxluял), Чумчаевы (Чумчаял), Кебеловы (Лъебелал) и Кахаевы (Хъахlал);
б) в Белоканском - Халладжевы (Х1аллажал) и «Анапеяне» //«Ананияновы»;
в) в Тальском - Хаджиагаевы (Х1ажигъаял), Араблинские (Гlарабазулал) и «Кергани» // Горгиевы (Горгиял);
г) в Мухахском - Кебеловы (Лъебелал), Чурмутовы (Ч1урмуmlал) и «Шатилары»;
д) в Джининихском - род Махмуд-Хасана.
Каждый такой «избранный старшина получает от селения 30 конных есаулов, или разсыльщиков, развозящих приказания его, которыя исполняются беспрекословно».
6. Дела, «касающиеся до всех обществ, судятся в общем собрании всех фамилий наследственных старшин», которые перечислены выше, а происходит это «на открытом месте, Ахдам называемом и близ селения Мухахи находящемся». При этом, однако, «преимущественно управляют делами всех обществ и большой перевес имеют в заседаниях общих, на Ахдаме производимых», жители Джара.
7. Все жители «татарских» и ингилойских селений обложены податью в пользу аварских - джарцев, гугамцев, тальцев, гогульцев, мухахцев, чардахлинцев и джинихцев: богатый двор «платит господину своему в год по 2 тагара пшеницы и 2 тагара ячменя», двор среднего состояния - «1/2 и 1 тагар пшеницы и ячменя», двор бедный - «1/2 тагара, а если и сего не в состоянии, то подвозит дрова или отбывает другую по силам его повинность». Подданные - «татары» и ингилойцы, выдавая «в замужество девку, платят господину» - знатному обитателю одного из названных выше «лезгинских» селений, - «от 20 до 8 и 3-х рублей серебром, смотря по состоянию».
8. Если кто из «татар» и ингилойцев «не имеет долгу, то властен во всякое время переходить не только на другую землю, но и в другие владения».


 
 

ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ТЕКСТЫ
ВИДЕО
ПРЕССА
ТВОРЧЕСТВО
ФАН-КЛУБ
ГОСТЕВАЯ
БАННЕРЫ
ССЫЛКИ
ЗАМЕТКИ



Январь 2015 (1)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (2)
Декабрь 2012 (1)
Октябрь 2012 (1)

© 2005-2010

 
 

IrinaDubcova.Com.Ru