друг, тебе не кажется, что обращется к этим людям, глупо, т.к. уже почти год, нет на форуме, это посты ОЧЕНь старые...
(Огъары Учкулан @ Dec 11 2007, 01:07 AM) друг, тебе не кажется, что обращется к этим людям, глупо, т.к. уже почти год, нет на форуме, это посты ОЧЕНь старые...
Ты забыл поздороваться. Глупец тот, кто считает что посты в форумах пишут исключительно чтоб на них ответили. Форум читают и не зарегистированные юзеры, я просто ответил на ключевые моменты, чтоб у юзеров не возникли ложные иллюзии.... След.раз прежде чем постить объязательно обращусь к тебе за советом
(Avarets @ Dec 10 2007, 09:49 PM) (гоша @ Feb 5 2007, 01:05 PM) салам-----как расказывают сами аварские аксакалы---авары в царское время и до него жили и имели две дома один из дамов находился в горных аулах--а другой дом находился в равниных и предгорных сёлах----зимой они жили в равниных и предгорных сёлах а летом жили в горных аулах---так происходило до возникновение СССР--после него многие аварцы стали жить только в равниных и предгорных сёлах южного части предгории кавказких гор---шас их в азербайчане больше 50 тысяч
Законы Голодинского эля
(Джаро-Белоканы)
в записи Морица Коцебу
(1826 г.)
Немец по национальности Мориц Коцебу, будучи на службе в российской императорской армии, посетил в 1826 году, джаро-белоканскую территорию с разведывательными целями, находясь тогда в чине полковника. По результатам этой своей акции составил М. Коцебу обстоятельную записку под названием «Сведения о Джарских владениях», которая хранится ныне в ЦГВИА.
Текст
1. «За воровство наказывают телесно, с возвращением впятеро ценности украденной вещи и предмета».
2. «За смертоубийство наказывают смертью же, если жалоба дойдет до вышнего суда; но обыкновенно родственники убитого в таком случае сами управляются, что законами и дозволено».
3. «Люди, найденные в неоднократных преступлениях, наказываются совершенно изгнанием: дома их разоряются, сад вырубается и поле выжигается».
4. Все аварские, татарские-азербайджанские и ингилойские селения «управляются старшинами», которые «назначаются и отрешаются по большинству голосов». У старшин этих «главные обязанности состоят в разбирательстве споров и смотрении за порядком». При этом «воровство наказывается самими старшинами, но смертоубийство передается на рассмотрение и решение высшего» суда.
5. В пяти «обществах» Джаро-Белоканской республики имеющих «равные права» - это Джарское «общество» (сел. Джар и сел. Гугам), Белоканское (сел. Белоканы, сел. Цалбан и сел. «Цандрисхеви»), Тальское (сел. Тала и Кыргыл // Гогъул) Мухахское (сел. Мухах и сел. Чардахлар) и Джинихское, - «достоинство старшины есть значительное и переходящее из рода в род, то есть наследственное».
6. В пределах Джарской республики в тексте: «Чарские владения») имелись тогда, по указанию М. Коцебу, еще и другие аварские селения, «не принадлежащая никаким обществам и не имеющая подвластных оным деревень» - ни татарских, ни ингилойских. Это были Катех, Мацех, Мамрух и другие, которые «прибегают каждое под защиту к одному из близлежащих обществ и участвуют с оными... в разделе» военной добычи, в случае обретения ее.
В «каждом селении», входящим в состав перечисленных выше пяти обществ «избирается ежегодно один старшина, разумеется, из фамилий, имеющих на то право наследственное». Что же касается конкретных фамилий, имеющих названное право - на наследственное занятие старшинской должности, то они были в начале XIX в. следующие:
а) в Джарском «обществе» - Чапаровы (Чапарал), Нухиевы (Нуxluял), Чумчаевы (Чумчаял), Кебеловы (Лъебелал) и Кахаевы (Хъахlал);
б) в Белоканском - Халладжевы (Х1аллажал) и «Анапеяне» //«Ананияновы»;
в) в Тальском - Хаджиагаевы (Х1ажигъаял), Араблинские (Гlарабазулал) и «Кергани» // Горгиевы (Горгиял);
г) в Мухахском - Кебеловы (Лъебелал), Чурмутовы (Ч1урмуmlал) и «Шатилары»;
д) в Джининихском - род Махмуд-Хасана.
Каждый такой «избранный старшина получает от селения 30 конных есаулов, или разсыльщиков, развозящих приказания его, которыя исполняются беспрекословно».
6. Дела, «касающиеся до всех обществ, судятся в общем собрании всех фамилий наследственных старшин», которые перечислены выше, а происходит это «на открытом месте, Ахдам называемом и близ селения Мухахи находящемся». При этом, однако, «преимущественно управляют делами всех обществ и большой перевес имеют в заседаниях общих, на Ахдаме производимых», жители Джара.
7. Все жители «татарских» и ингилойских селений обложены податью в пользу аварских - джарцев, гугамцев, тальцев, гогульцев, мухахцев, чардахлинцев и джинихцев: богатый двор «платит господину своему в год по 2 тагара пшеницы и 2 тагара ячменя», двор среднего состояния - «1/2 и 1 тагар пшеницы и ячменя», двор бедный - «1/2 тагара, а если и сего не в состоянии, то подвозит дрова или отбывает другую по силам его повинность». Подданные - «татары» и ингилойцы, выдавая «в замужество девку, платят господину» - знатному обитателю одного из названных выше «лезгинских» селений, - «от 20 до 8 и 3-х рублей серебром, смотря по состоянию».
8. Если кто из «татар» и ингилойцев «не имеет долгу, то властен во всякое время переходить не только на другую землю, но и в другие владения».